Как победить в московской традиционной олимпиаде по лингвистике. Лингвистические конкурсы и олимпиады Традиционная лингвистическая олимпиада школьников

Как победить в московской традиционной олимпиаде по лингвистике. Лингвистические конкурсы и олимпиады Традиционная лингвистическая олимпиада школьников

Институт лингвистики РГГУ проводит различные лингвистические конкурсы и олимпиады. Эти соревнования различаются уровнем сложности задач и количеством участников.

Самое массовое соревнование (в 2012 году в нем приняло участие почти 3 млн школьников) - Всероссийский конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех». Центральный оргкомитет этого конкурса находится в Кирове, а Институт лингвистики осуществляет научно-методическое руководство конкурсом и занимается подготовкой задач конкурса.

Следующим по массовости является Лингвистический конкурс Турнира им. М.В. Ломоносова, проводимый в Москве и более чем в ста других городах. Ежегодно в нем участвуют около пятидесяти тысяч школьников.

Для школьников, почувствовавших склонность заниматься лингвистикой, проводится Московская традиционная олимпиада по лингвистике (одновременно по той же программе проводится олимпиада в Санкт-Петербурге и некоторых других городах, а также онлайн). В Москве в олимпиаде ежегодно принимают участие около пятисот школьников.

Наконец, . На ней собираются около ста школьников из разных стран. Москва обычно представлена командой из 4-х человек, отобранных по результатам Московской олимпиады.

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех»

Конкурс «Русский Медвежонок - языкознание для всех» - младший брат популярного международного математического конкурса «Кенгуру - математика для всех». Впервые «Медвежонок» был проведен в 2000 году по инициативе Кировского Центра дополнительного образования одаренных школьников при поддержке Института лингвистики РГГУ и Российского Оргкомитета «Кенгуру».

Интерес к игре вырос взрывообразно: если в «Медвежонке–2000» участвовали 64000 школьников, то через год в «Медвежонка» играли уже более 259000 школьников из России, Украины, Белоруссии и Латвии, а в 2012 - уже почти 3 млн. школьников из 20 стран!

У массовости «Медвежонка» две причины. Во-первых, он доступен. Игра проводится прямо в школах, занимает всего около полутора часов, и участвовать в ней могут все желающие; записывать решения не нужно - достаточно выбрать один из предложенных пяти вариантов ответа и отметить его номер на специальном бланке; среди 30 заданий есть как трудные, так и совсем легкие, так что почти каждому участнику удается верно выполнить хотя бы несколько из них. Во-вторых, составители стараются подбирать задания, требующие не только (и не столько) знания правил, но и общей культуры, логики и размышления, а порой - и чувства юмора. Ведь главная цель игры - показать красоту русского языка, преодолеть представление о нем как формальном и скучном предмете.

Лингвистический конкурс Турнира им. М.В. Ломоносова

Международная олимпиада по лингвистике

C 2003 года каждое лето проводится Международная олимпиада по лингвистике . Идея подобной международной олимпиады принадлежит преподавателям Института лингвистики РГГУ. В 2014 году прошла двенадцатая Олимпиада - в Пекине, Китай.

В отличие от всех уже упомянутых олимпиад, в МОЛ не может участвовать каждый желающий. Для участия в международной олимпиаде отбирается команда из четырёх человек - победителей Традиционной олимпиады по лингвистике. Из России по уже сложившейся традиции в международной олимпиаде участвуют две команды - победители Олимпиад в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

С каждым годом количество стран-участниц растёт. Если в первой Олимпиаде в болгарском Боровце приняли участие представители только 6 государств, то во время двенадцатой олимпиады в Пекине между собой состязались уже 39 команд из 28 стран!

22 ноября в Москве состоится юбилейная, XL Традиционная олимпиада по лингвистике для школьников 8–11 классов , открытая для всех желающих. В Санкт-Петербурге эта олимпиада 14-я. Участники будут решать специально составленные задачи, моделирующие деятельность ученых. Получив возможность познакомиться с тем, чем занимаются лингвисты, многие оказываются удивлены, насколько сильно это отличается от того, что изучают в школе.

В 60-е годы лингвистика была одной из самых популярных наук, наряду с кибернетикой. Лингвисты хотели сделать науку о языке формализуемой, использующей математические методы, приблизить ее к точным наукам. Чтобы новый подход стал достоянием большего круга людей, а также чтобы привлечь в эту науку свежие, заинтересованные силы, было решено создать Традиционную олимпиаду по лингвистике для школьников. У истоков олимпиады стояли Андрей Анатольевич Зализняк , ныне академик РАН (в 2007 году получивший Государственную премию РФ за выдающийся вклад в развитие лингвистики), Владимир Андреевич Успенский , профессор МГУ, с 1995 года заведующий кафедрой математической логики и теории алгоритмов механико-математического факультета, Альфред Наумович Журинский , специалист по африканским языкам, и многие другие выдающиеся лингвисты и математики.

Специально для Олимпиады по лингвистике был изобретен особый тип задач, из привычных аналогий больше всего напоминающий логические математические задачи. Анализируя представленный в лингвистической задаче материал родного или, наоборот, совсем неизвестного языка, можно самостоятельно обнаружить интересные лингвистические явления. Важная особенность таких задач - их самодостаточность: для решения не нужно пользоваться ни словарями, ни грамматиками, ни научной литературой - надо полагаться только на логическое мышление, языковую интуицию и материал, приведенный в задаче. Первая традиционная олимпиада по языковедению и математике, на которой школьники получили возможность попробовать свои силы в решении таких задач, прошла в Москве в 1965 году.

Для неспециалистов наука о языке - лингвистика - ассоциируется прежде всего со школьным курсом русского языка (ну и, отчасти, иностранных языков), который многим кажется одним из самых скучных предметов. От школьной науки о языке в памяти часто остается только бесконечное количество правил, нередко противоречащих друг другу, которые надо было заучивать наизусть. После школы большинство людей в лучшем случае думает, что наука о языке занимается тем, что отвечает на вопросы вроде «на какой слог падает ударение в слове звонит ?», «как правильно переносить слово абстрактный ?», «пишется ли слово поодиночке слитно, раздельно или через дефис?» и «как ставить запятые в сложном предложении?».

Конечно, лингвисты занимаются в том числе и вопросами нормы («как правильно?»), но главное, что их интересует, - это как устроен язык вообще. И об этой стороне лингвистики люди, не имеющее прямого отношения к этой науке, обычно не догадываются. Поэтому школьники, впервые столкнувшись на лингвистической олимпиаде с необычными задачами, совершенно непохожими на то, что изучают в школе, бывают приятно удивлены, а некоторые и поражены в самое сердце, и интерес к лингвистике после решения таких задач остается у них на всю жизнь.

Попробуем и мы решить несложную лингвистическую задачу (автор - А. Н. Журинский).

Даны слова на языке суахили (Восточная Африка) и их переводы на русский язык в другом порядке:
mtu , mbuzi , mgeni , jito , jitu , kibuzi
великан, козочка, гость, коза, человек, большая река
Задание. Установите, какой перевод соответствует каждому слову.
Решение. (Текст сделан бледным для удобства тех, кто хочет решить задачу самостоятельно. Выделите его мышью, чтобы прочитать.)
Все слова на языке суахили легко делятся на две части. Можно предположить, что эти части - морфемы, самые короткие языковые единицы, обладающие значением. Посмотрим, какие комбинации морфем встречаются в задаче:
-buzi -geni -to -tu
ji- + +
ki- +
m- + + +
Теперь надо установить, что означает каждая морфема. В этом нам помогут русские переводы. В них отчетливо выделяются значения ‘гость’, ‘коза’, ‘река’, ‘человек’. Можно классифицировать их и на другом основании и выделить слова с увеличительным и уменьшительным значением, а также нейтральные слова. Построим таблицу:
Осталось только понять, как переставить строки и столбцы в двух таблицах так, чтобы одна таблица наложилась на другую. Сделать это нетрудно, и в результате мы получаем ответ:
m - - нейтральное, ji - - увеличительное, ki - - уменьшительное значение; -buzi - коза, -geni - гость, -to - река, -tu - человек.
mtu - человек, mbuzi - коза, mgeni - гость, jito - большая река, jitu - великан, kibuzi - козочка.

Решив эту задачу, мы фактически сделали то, что делают лингвисты, исследуя малоизученные языки: взяв совершенно незнакомый нам материал, мы проанализировали его внутреннюю структуру, поняли некоторые закономерности языка суахили и даже смогли частично описать грамматику этого языка (ведь мы разобрались в том, как употребляются суахилийские приставки!).

Но, конечно, лингвист может заниматься не только экзотическими языками, но и своим родным языком, а также универсальными свойствами всех человеческих языков. Такие исследования тоже могут быть смоделированы в лингвистических задачах.

В качестве примера приведем более сложную задачу (автор - Б. Л. Иомдин).

Даны пары близких по смыслу глаголов:
обвинять - упрекать
обещать - сулить
приказывать - командовать
умолять - упрашивать
советовать - консультировать
Известно, что в каждой паре первый глагол обладает особенностью, которой нет у второго глагола.
Задание 1. Определите, что это за особенность.
Задание 2. Найдите среди перечисленных ниже глаголов такие, которые также обладают этой особенностью: вымогать , грозить , запрещать , клясться , кричать , одобрять , отказываться , отнимать , посвящать , проигрывать , ругать , сдаваться , требовать .
Задание 3. Придумайте еще два глагола, обладающих той же особенностью.
Попробуем поставить эти глаголы в первое лицо единственного числа настоящего времени, и это сразу же позволит нам найти ответ. Оказывается, с помощью первого глагола каждой пары можно не только описать то действие, которое он называет, но и совершить его. Например, для того, чтобы обвинить кого-либо, можно сказать «Я обвиняю тебя в предательстве», а вот глагол упрекать так употребить нельзя (можно сказать «Я упрекаю тебя в безделии», но тогда это будет не сам упрек, а только описание упрека, выраженного совсем другими словами). Для того, чтобы отдать приказ, можно сказать «Приказываю тебе передать это донесение императору», но нельзя сказать «Командую тобой». Эту интересную особенность некоторых глаголов обнаружил в 1955 году английский философ Джон Остин, который назвал такие глаголы перформативными.
Из глаголов, перечисленных в задании 2, перформативными являются глаголы запрещать , клясться , одобрять , отказываться , посвящать , сдаваться , требовать , а неперформативными - вымогать , грозить , кричать , отнимать , проигрывать , ругать .
Таких глаголов достаточно много: например, выполняя задание 3, можно вспомнить глаголы благодарить , желать , уточнять. Но, конечно, в языке их абсолютное меньшинство: это в основном глаголы речи (за редкими исключениями, как, например, сдаваться ), причем далеко не всякий глагол речи является перформативным (например, глагол говорить - неперформативный).

И хотя мы решали эту задачу на материале русского языка, мы открыли явление, общее для всех языков мира: ведь понятно, что перформативные глаголы есть в любом языке.

Так что лингвистические задачи - это прекрасный полигон для того, чтобы познакомиться с лингвистикой и ее методами. В этом году Традиционная олимпиада по лингвистике пройдет уже в 40-й раз. Единственный небольшой перерыв пришелся на середину 1980-х годов, когда была закрыта кафедра структурной (ныне - теоретической) и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ, занимавшаяся организацией олимпиады. В 1988 году олимпиаду провел Московский государственный историко-архивный институт (ныне РГГУ), а с 1989 года к ее проведению подключилась воссозданная кафедра структурной и прикладной лингвистики МГУ.

Последние 14 лет олимпиада проводится одновременно в Москве и Санкт-Петербурге. А в 2003 году возникла и Международная олимпиада по лингвистике. В 7-й Международной олимпиаде, которая состоялась в августе 2009 года, приняли участие представители 17 стран, в которых, в свою очередь, тоже организуются собственные олимпиады по лингвистике.

(филологический факультет МГУ).
5) Страница олимпиады на сайте РГГУ .
6) Об истории олимпиады .
7) О лингвистических задачах .
8) Лингвистика для школьников .

Александр Пиперски

Уникальное соревнование для школьников 8-11 классов. Участникам не требуется никакой специальной лингвистической подготовки: главное - языковая интуиция и способность к логическим рассуждениям...

Состязания проходят в два этапа: отборочный (проводится онлайн) и заключительный, который состоит из двух очных туров. Победитель определяется по совокупности результатов, показанных на очных соревнованиях.

Очные туры проходят одновременно в разных городах России. На каждом туре участник получает 5 задач, для решения которых достаточно той информации, которая содержится в условии. В заданиях каждой олимпиады используется 15-20 различных языков.

Важнейшая составляющая олимпиады - разбор задач: задания первого тура обсуждаются накануне второго, а материалы второго тура - непосредственно перед церемонией награждения. Специалисты знакомят школьников с ходом решения каждой задачи и интересными языковыми фактами, связанными с ней.

Что нового

Как участвовать

  1. Зарегистрируйтесь на олимпиаду. О начале регистрации организаторы сообщат дополнительно.
  2. Выполните задания заочного этапа в личном кабинете.
  3. Дождитесь результатов в личном кабинете и списков участников очного этапа на сайте олимпиады.
  4. Найдите ближайшую к вам площадку проведения очного этапа и зарегистрируйтесь на нее. Список площадок будет опубликован на сайте олимпиады. Распечатайте титульный лист и бланки для решения задач из личного кабинета.
  5. Приходите на оба очных тура.
  6. Дождитесь результатов, посмотрите работу, если есть вопросы по проверке - задайте их жюри.
  7. Приходите на показ работ и награждение.

Московская традиционная олимпиада по лингвистике - ежегодная олимпиада для школьников, проводимая в Москве двумя университетами - МГУ и РГГУ . В 2008 году прошли два тура - 16-го и 30-го ноября. Награждение победителей состоялось 21 декабря в МГУ.

В 2006 году олимпиада стала региональной - в ней могут принимать участие не только жители Москвы, но также жители других городов и населённых пунктов.

История олимпиады

Своим существованем Олимпиада обязана А. Н. Журинскому . Ещё будучи студентом 3-го курса Отделения структурной и прикладной лингвистики филфака МГУ, А. Н. Журинский предложил провести олимпиаду по лингвистике для школьников старших классов. Сложившаяся к тому времени традиция проведения математических олимпиад МГУ стала для лингвистической Олимпиады чем-то вроде отправной точки; но у лингвистов, в отличие от математиков, ещё не было опыта в составлении задач для школьников. Корпус задач для первой Традиционной Олимпиады по лингвистике и математике (назвав самую первую олимпиаду традиционной, её организаторы выразили свою уверенность в дальнейшем успехе) А. Н. Журинский подготовил вместе с В. В. Раскиным и Б. Ю. Городецким.

История Олимпиады начинается с 1965 года, когда по приказу ректора МГУ И. Г. Петровского и при активном участии В. А. Успенского филологическим факультетом МГУ была проведена Первая Олимпиада. Время проведения несколько раз менялось - Олимпиаду проводили то поздней осенью, то весной. Но в 1993 году Оргкомитет XXIV Олимпиады окончательно решил перенести срок на конец ноября: во-первых, весной обычно проходят олимпиады по школьным предметам, а во-вторых, ученики выпускных классов заняты подготовкой к поступлению и зачастую просто не имеют времени прийти.

Шесть лет - с 1982 по 1988 гг. - Олимпиады не проводились в связи с ликвидацией в 1982 г. кафедры структурной и прикладной лингвистики. Весной 1988 года состоялась так называемая нулевая Олимпиада, на которой школьникам предлагались старые задачи. А начиная с 1989 года Олимпиада снова проводится регулярно, каждый год. В 1989-1991 гг. её организуют совместно МГУ, МГИАИ - Московский государственный историко-архивный институт - и Институт иностранных языков им. Мориса Тореза (ныне МГЛУ). В 1991 году на базе МГИАИ создается Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ); возникает Факультет теоретической и прикладной лингвистики (ФТиПЛ). Московский государственный лингвистический университет отходит от участия в организации Олимпиады в 1991 году, и с этого времени её проводят совместно филологический факультет МГУ и ФТиПЛ РГГУ.

Участники олимпиады

Участвовать в олимпиаде может любой школьник, но как правило это - школьники с 6 по 11 класс, ученики технических или гуманитарных специальностей. Все участники делятся на четыре категории - участники 8 класса и ниже, участники 9, 10 и 11 классов.

Участие в олимпиаде не требует предварительной заявки. Необходимо лишь узнать дату проведения первого тура в этом году (она появляется на сайте олимпиады ближе к ноябрю, а также сообщается на Турнире Ломоносова) и место проведения (обычно - МГУ).

Проведение олимпиады

Олимпиада проводится в два тура с перерывом в 14 дней (2 недели). Сначала в воскресенье с 10 часов до 15 часов дети пишут олимпиаду в первом гуманитарном корпусе МГУ. Им раздаются брошюры с задачами. Как правило, для участников из одной параллели предназначено 5 задач. Задачи в брошюре различаются по уровню сложности (чем старше школьники, тем более сложные задачи им предлагаются), некоторые из задач предназначены для нескольких классов. На втором туре имеется также задача 0 на знание языков. Через две недели после первого тура, в субботу вечером, проходит разбор задач, а на следующий день - второй тур, уже в РГГУ. Через две-три недели проходит разбор задач второго тура и награждение. Во время олимпиады детям предлагаются бутерброды и чай.

Задачи

Задачи олимпиады относятся к типу «самодостаточной лингвистической задачи», о котором писал А. Н. Журинский . Примеры:

Подобные задачи используются и для конкурса по лингвистике турнира Ломоносова .

В качестве языков, употребляемых участниками для ответа на задачу 0 иногда выступают как языки, придуманные самими участниками (тогда проверить правильность решения становится затруднительно), так и языки программирования (в большинстве случаев при компиляции или интерпретации возникают ошибки).

Критерии оценок

Критерии оценок держатся в секрете. Довольно трудно сказать, что должно быть в «идеальном» решении задачи. Но ясно, что ответы без объяснения оцениваются низко. Оценивается решение задач более старшего класса (однако, неясно, насколько сильно это влияет на результаты общего зачёта; бесспорно, лучшие решения за такое могут выдаваться). За решение задач младшего уровня баллы не начисляются.

Награждение

Традиционным элементом награждения является прочтение протокола заседания жюри. Награждение происходит в два этапа. Сначала вручаются призы за отличные или хорошие решения отдельных задач (обычно призы вручают авторы задач, если они присутствуют в зале). Затем награждаются участники за сумму достигнутых результатов. Существует четыре категории суммарных наград - похвальный отзыв и дипломы трёх степеней. В качестве призов выступают словари, учебники языков, книги по лингвистике (иногда довольно редкие и потому ценные). Также вручается приз решательских симпатий автору лучшей по мнению школьников задачи.

Элементы математики в задачах

Задачи на математику как таковую даются неявно, в совокупности с лингвистикой. К примеру, даются числительные какого-либо языка и требуется определить закономерности в данном языке, для установления которых требуется математика. Однако, следует отметить, что решения задач нужно порой обосновывать, делая умозаключения, доказывая правильность решения - примерно так, как это происходит при доказательстве решения математической задачи.

Составление задач

Задачи сочиняются в течение всего года. Обычно путь задачи таков:

1. Автору задачи, который замечает интересный факт (или несколько таких фактов) в каком-либо языке (или языках), приходит идея написать задачу. Он, собирая материал (делая исследования, справляясь в грамматиках и словарях, работая с носителями языка), пишет черновик задачи.

2. Если автор черновика не состоит в задачной комиссии олимпиады (ЗК), то он отсылает черновик кому-либо из её членов (например, И. Б. Иткину). Член ЗК может не принять задачу (если он понимает, что на данном материале задача невозможна в принципе, либо если подобное явление уже было «озадачено»), может отредактировать её или послать автору на доработку, высказав свои замечания и пожелания, или может сразу отправить в «портфель» ЗК, если задача по его мнению хорошая.

3. Если задача оказалось в «портфеле» ЗК, это значит, что задачу рассмотрят на заседании (-ях) ЗК, на которых несколько членов ЗК будут совместно её редактировать (если они решат, что задача «имеет право на жизнь»). В итоге ЗК решает, как будет выглядеть окончательный вариант задачи, на какую олимпиаду задача пойдёт (кроме собственно Московской олимпиады задача может быть отправлена на Международную олимпиаду, на олимпиаду Летней лингвистической школы, на конкурс по лингвистике Турнира Ломоносова или на конкурс «Русский медвежонок») и для каких классов она будет предназначена.

4. За месяц-два до олимпиады председатель ЗК или кто-то из её членов составляет макеты брошюр с задачами данной олимпиады.

Олимпиада ЛЛШ

Подобная олимпиада по лингвистике проводится и на Летней лингвистической школе. Олимпиада получает промежуточный номер (в июле 2008 года на ЛЛШ была 38,5-ная олимпиада, в ноябре-декабре 2008 года московская олимпиада имела 39-й порядковый номер). Состав организаторов обеих олимпиад очень схож. Среди различий необходимо упомянуть отличное деление на классы (10-11 классы решают одинаковые задачи, класс ученика определяется классом, который ученик закончил до школы), распространение задач на листах А4 (в отличие от брошюрок на основной олимпиаде), наличие только одного тура, малый срок проверки задач (олимпиада проводится в середине школы, награждение проводится в конце, а сессия школы длится 9-11 дней).

Олимпиада в Петербурге

В одно время с московской олимпиадой на почти тех же задачах олимпиада проходит и в Санкт-Петербурге.

См. также

Ссылки и примечания


Самое обсуждаемое
Член правления. Андрей петров. росэнергоатом. лучшая аэс. конфликт с мрск Вопросы петрову росэнергоатом Член правления. Андрей петров. росэнергоатом. лучшая аэс. конфликт с мрск Вопросы петрову росэнергоатом
Последнее олимпийское «золото Хоккейный турнир олимпиады 1992 года Последнее олимпийское «золото Хоккейный турнир олимпиады 1992 года
История от нашего читателя История от нашего читателя


top