Как сделать современный лук бурятский. Бурятский лук и стрелы

Как сделать современный лук бурятский. Бурятский лук и стрелы

Исконно присущие бурятам лук и стрела активно использовались до середины XVIII века. Из лука можно было стрелять и на охоте, и в бою. Для битвы использовались оригинальные наконечники стрел: наконечник-игла должен был попасть между стыками в доспехах, наконечник-полумесяц отсекал голову врага, наконечник с зазубринами наносил максимальные раны, когда его вытаскивали из тела. Стрелы с тупыми наконечниками, не портящие шкуру, предназначались для пушного зверя.

На охоте использовались также свистящие стрелы. Со второй половины XVIII в. лук использовался бурятами наравне с огнестрельным оружием.

Бурятский лук является разновидностью монгольского сложносоставного лука, изготовление которого занимало несколько лет. Это тип степных луков, обладавших лучшими техническими характеристиками: дальнобойностью, прочностью, легкостью и относительной простотой конструкции. Его кибить состояла из деревянного остова, обложенного костяными и роговыми пластинами, которые склеивались с ним и обтягивались сухожилиями. У лука пять деревянных частей, склеенных в четырех соединительных точках, и три слоя из сухожилия, дерева и рога, аккумулирующих энергию при натяжении тетивы. Все это снаружи защищено тонким слоем бересты для защиты от атмосферной влаги. Кибить имела своеобразный изгиб, плавный, почти ровный в середине, в области рукояти, и сильно преломляющийся в центральной части рогов, где лук давал наибольшую амплитуду при растягивании. Из него буряты били по мелким целям на расстоянии 35-40 м, свободный же выброс стрел достигал 200 и более метров (Михайлов В. А. "Оружие и доспехи бурят"). Монголы XII-XIII вв., обладавшие типологически схожим луком, могли отправлять стрелы в свободном полете на 500 и 900 ходовых шагов.

По имеющимся данным, буряты применяли две разновидности луков. Помимо легкого степного лука "номо" существовал также тяжелый большой лук "манзан", кибить которого имела широкие и утолщенные рога, в своем сечении приближающиеся к овалу, и круглый захват, или рукоять. Она отличалась чрезвычайной упругостью и, следовательно, убойной силой. Тяжелые луки были рассчитаны не на слабых людей. Стрельба из них велась, скорее всего, из необычного положения с упором одного рога ступней ноги.
Тяжелые луки буряты привозили из Монголии.
К середине ХIX века использование лука свелось преимущественно к спортивно-развлекательному, что было обусловлено изменением социально-экономических условий проживания бурят, переходом на кочевое скотоводство и оседлое земледелие. Спортивные игры, изначально являвшиеся тренировочными имитациями охоты для обучения молодежи, приобрели самостоятельную форму, превратившись в национальный вид спорта.

Наиболее значительными и популярными играми бурятского народа являлись стрельба из лука (сурхарбан), борьба (бухэ-барилдаан) и конные скачки. В наши дни национальные торжества бурят тайлаганы, состоявшие в древности из молебна и жертвоприношения духам-покровителям, общей трапезы и различных игр-состязаний, проводятся в рамках мероприятий по сохранению национальной культуры и развития ремесел и включают в себя только спортивные состязания под общим названием – сурхарбан.
Издревле лук и стрелы висели в бурятской юрте на почётном месте. Через лежащие лук и стрелы никому было нельзя переступать, это считалось кощунственным навлекающим беду действием. Стрела играла важную роль в обрядах плодородия, счастья, была талисманом – оберегом.

урятский лук

Исконно присущие бурятам лук и стрела - одно из древнейших орудий производства и средств вооружения. Они были широко распространены в среде бурят до середины XVIII в., до этого времени они являлись единственным видом оружия дальнего боя, так как бурятам запрещалось пользоваться огнестрельным оружием. Кроме того, усиленные луки были удобнее в конной охоте, и им отдавалось предпочтение перед примитивными ружьями того времени. Н. Витсен писал: "И хотя у них очень хорошие мушкеты, все же они охотнее использовали против врага лук и стрелы, потому что могли выпустить две или три стрелы прежде, чем зарядить мушкет". Со второй половины XVIII в. лук использовался бурятами наравне с огнестрельным оружием. В XIX - начале XX в. лук продолжал применяться охотниками, однако в большей степени теперь он употреблялся при облавных охотах, что было вызвано, скорее всего, большей приспособленностью лука и стрел к ведению конной верховой охоты. Подобное явление наблюдалось и у других кочевых скотоводческих народов Сибири. Тувинцы до начала XX в. охотились луками и кремневыми ружьями, а населением Алтая лук использовался до XIX в. включительно.

Бу ряты различали два вида луков (номо и манза но-мо ). Первая форма лука имела почти круглую кибить (деревянная основа) в центре, уплощающуюся к концам, в то время как вторая была плоской и широкой. Лук был очень упруг и дальнобоен . Как указывал М.Н. Хангалов, такие луки буряты привозили из Монголии, в сказках и преданиях их называли бухар шара номо . Возможно, форма луков связана с тем, что при их выделке учитывались климатические условия. По наблюдениям арабского исследователя, для умеренно жарких и холодных районов делались луки с узкими рогами, в состав которых входило много сухожилий; для районов с крайне жарким и крайне холодным климатом изготовляли луки, у которых деревянная основа преобладала над другими, и были широкие рога. Обе разновидности лука у бурят, по всей видимости, представляли собой новую этнографическую форму лука универсального типа, именуемого в специальной литературе "монгольским".

Длина лука приближается в свободном состоянии к 160 см, археологические материалы по средневековому Забайкалью показывают, что размеры сложных луков в то время достигали в среднем 150-160 см. Лук состоит из четырех слоев: из березового дерева, с внутренней стороны которого - рог или кость; поверх дерева с наружной стороны - сухожилия, а сверху них - береста. Три первых слоя придают луку силу (хусэн ), обеспечивающую ему дальнобойность, береста защищает от сырости.

У бурятских луков пять основных секций, или частей, и четыре соединительные, или узловые, точки. Все они имеют различное функциональное назначение: в рукояти (барюул ) и двух плечах (бурээс ) заключена метательная сила лука. На двух концах с внутренней стороны имеются концевые накладки длиной 18 см. Кроме того, есть фронтальные концевые накладки (по размеру чуть меньше первых) с вырезом (хэршэлэ ) для тетивы (хубшэ ), под узлами тетивы на накладках располагаются кобылки (тэбхэ ). Все составные части соединены в узловых точках, которые являются как бы сочленениями лука. Сухожилия, расположенные поперек луковища , усиливают эластичность лука.

Важную функциональную нагрузку несут подставки для тетивы. Эта специфическая деталь азиатских луков выступает ограничителем инерционного движения плечей лука. Фиксируя их на уровне своей высоты, она не позволяет луку после стрельбы вывернуться в противоположную сторону и возвращает его в исходное положение. Аналогичную нагрузку имеют фронтальные концевые накладки, позволяя кибити колебаться в пределах заданного ими интервала.

Технологический процесс изготовления лука был довольно сложным, он требовал профессионального мастерства и длительного периода времени. Для изготовления лука буряты использовали просушенную березу, вываренную бересту, отваренные до размягчения коровьи рога, которые разрезали на плоские кусочки, выравнивали, иногда составляли мозаичную основу кибити из рога двух цветов, чередуя их. Для луков брали длинные сухожилия с позвоночниковой части животного, порой их снимали вместе с кожей (ремень, вырезанный из этой части, назывался сур (Нур )). Применение спинных сухожилий оленей, лосей, быков и других животных было обусловлено тем, что эти длинные, прочные эластичные волокна имели способность под влиянием внешнего воздействия вытягиваться и затем снова сокращаться, когда это воздействие прекращалось.

Важный технологический процесс - наклеивание сухожилий: во-первых, при наклеивании сухожилий нужно было рассчитать силу натяжения лука, во-вторых, наклеивание очередного слоя сухожилий происходило лишь после того, как высыхал предыдущий. Эта просушка длилась от четырех дней до недели. Когда вся наклейка заканчивалась, то толщина сухожилий достигала примерно толщины большого пальца. На изготовление лука уходило около 2 лет. Для придания луку дальнобойности, или так называемой рефлексийности , готовый лук помещали в специальную раму, где он находился в сухом помещении при комнатной температуре в течение года. Все части лука склеивали рыбьим клеем или клеем, приготовленным из кожи тощей коровы либо из обрезков кожи и рогов оленя. Такой клей хорошо крепил рог, кость, сухожилия, отличался большой устойчивостью к сырости, а также эластичностью, он крепко держал склеенные части в тех местах, где они должны были гнуться, растягиваться.

Для тет ивы буряты использовали специальное сырье, что было обусловлено тем, что она, являясь важнейшей частью лука, должна была быть прочной и устойчивой к деформации - одинаково опасны и вытягивание тетивы, и ее сокращение. На тетиву годилась сыромять с позвоночниковой части кожи, как наиболее крепкая, но самой лучшей считалась кожа с живота тощей коровы. Сыромятный ремень очищали от жира, растягивали, скручивали, подготовленная таким образом тетива не вытягивалась и не давала усадки, сохраняя свою изначальную длину. Тетиву делали также из кишок тощей овцы, которые в сыром виде смазывали топленым маслом, затем ссучивали. Такая тетива была хороша для теплой погоды, но от сырости вытягивалась. Тетива из скрученной сырой конской шкуры, по мнению И.Е. Тугутова, сохраняла упругость во время мороза.

Приведенные материалы дают возможность предполагать существование у бурят дифференциации тетивы по ее сезонному назначению. Тетива из конской шкуры была более приемлема зимой, а струнная - летом. Существует два приема закрепления бурятами тетивы на луке: в первом случае опорой для натягивания лука являются ступни вытянутых ног сидящего лучника; во втором - в положении "стоя" лук пропускают под левую ногу и правая служит опорой для натягивания лука. Способы закрепления тетивы несут в некоторой степени этноразличительную нагрузку, в специальной литературе вышеописанные способы определяются как присущие монголам.

На широкий диапазон применения лука и стрел как орудий охоты на разную дичь и диких животных и как воинского снаряжения указывает многообразие обозначений стрелы и ее составных частей в бурятском языке: стрела - нoмo ; стрела с роговым или деревянным наконечником - годли ; стрела с оперением - уудхэ ; стрела без оперения - мохо ; наконечник стрелы - зэбэ ; наконечник стрелы с четырьмя отверстиями - зэн (г); роговая свистунка - зэн , янан зорхо .

Наряду с обычными средствами производства, существовали специальные инструменты для изготовления стрел. Такой инструмент назывался моно, отсюда название ремесленника - моношин . Известны упоминания о специальных ножах, которыми делали стрелы, в монгольском языке их называли онибчи , в бурятских памятниках - сумучи .

Бурятские мастера тщательно подбирали материал на древки луков из хорошего леса, эта традиция известна кочевникам с давних пор. Стр елы из некачественного и плохо подготовленного дерева кривились и были непригодны для стрельбы. Древки из просушенной березы обеспечивали главное техническое требование к стреле - она должна быть идеально прямой. Это присущее ей качество нашло отражение в языке. Слово нoмo (стрела) употребляется также в значении "прямой (как стрела)" и, кроме того, имеет переносное значение "прямой, честный". О высоких технических качествах бурятских стрел говорит тот факт, что восточные тувинцы ценили их и выменивали на пушнину.

Приведенные материалы свидетельствуют, что буряты уделяли много внимания качеству стрел. Вероятно, это было связано еще и с престижем мужчины-охотника, тем более что по окончании охоты каждый узнавал свои стрелы и собирал их. "Чтобы не рисковать потерять честь и уважение к себе, не хотел стрелять мокрой или негодной стрелой, ибо тот, кто лучше всех стреляет, пользуется у них наибольшей славой".

Бурятские стрелы достигают в длину от 80 до 100 см, их толщина 1 см, на конце древка делается вырезка для ее наложения на тетиву лука, а выше вырезки она обматывается сухожилиями, что облегчает процесс натягивания лука. Для этих же целей иногда выше "ушков" на древке делают утолщение или несколько боковых зарубок, что создает удобство для фиксирования стрелы. Эти специфические детали бурятских стрел обусловлены особенностями луков монгольского типа и техническими приемами использования. Они функционально оправданны.

Опер ения бурятских стрел (обычно 3 или 4) делают из перьев гуся, журавля, орла и других птиц. Для этого используют только хвостовые перья, так как стрелы, опушенные перьями из крыльев, косо летят. По другим источникам, для прямого полета стрелы важно употреблять жесткие и гладкие перья, будь то хвостовые или из маховых крыльев. Бурятами при оперении стрел соблюдалось следующее правило: все лопасти оперения должны иметь одинаковую длину и ширину и изгибаться в одну сторону, что придает стреле в полете винтообразное вращение и устойчивость. Кроме того, при стрельбе в цель учитывались особенности полета оперенных стрел. Так, например, стрела с перьями, взятыми из правого крыла птицы, вертится на лету слева направо, и наоборот.

Буряты знали стрелы и без оперения (мохо ). Это были стрелы с тяжелыми наконечниками. Они могли функционировать без оперения и достаточно метко достигать цели, так как этому способствовал тяжелый железный наконечник, который, уравновешивая части стрелы, обеспечивал прямой полет. При этом немалую роль играла форма железных наконечников. Тувинцы делали стрелы с железными наконечниками без оперения древка.

Функциональными особенностями определяется многообразие форм наконечников стрел. Птиц и мелких зверей били стрелами с деревянной или костяной шишкой на конце, а также легкими стрелами с узким железным наконечником; крупных зверей добывали стрелами с широкими ромбовидными металлическими наконечниками. Буряты выбирали стрелы в зависимости от расстояния, на которое стрелял конный лучник: "На близком употребляются стрелы с более узкими наконечниками, на дальнем - с более широкими и многоперые . Это, очевидно, основано на том, что при дальнем расстоянии важно, чтобы стрела держалась дальше на полете и могла бы если не поразить цель, то хотя бы задеть своим острым краем или ребром".

В охотничьей практике использовали наконечники с костяными накладками-свистунками. Эта древняя традиция применения на охоте свистящих стрел сохраняется у бурят вплоть до начала XX в. Когда марал уходил от преследователей, вслед ему выпускали свистящую стрелу, что задерживало прислушивающегося к ее полету зверя. Свистящие стрелы употребляли на промысле белки. Увидев спрятавшуюся между ветками белку, охотник пускал "поющую" стрелу выше дерева. Испугавшись свиста, белка опускалась ниже или перепрыгивала на другое дерево, и охотник стрелял в нее обычной стрелой.

Любопытные данные о применении бурятами и монголами стрел с костяными накладками-свистунками в военных целях находим у Н. Витсена . Он писал: "Стрелы... были с утолщенным передним концом, сделанным из кости, на них три или четыре свистульки, которые в воздухе очень громко свистят, что забавно слышать. ...У них начальники военных отрядов выстреливают такие свистящие стрелы через головы своих отрядов, чтобы возбудить в них храбрость, а также для того, чтобы этим звуком в зависимости от направления, в котором они стреляют, отдавать приказы".

Синхронное распространение этих разновидностей охотничьих стрел на территории Южной Сибири известно с древнейших времен. В могилах Кудыргэ найдены изображение широколопастного наконечника стрелы и связка стрел, не имеющих металлических наконечников, слегка утолщенных и заостренных на конце. Стрелы с костяными насадками-свистунками были широко распространены в хуннское время и в первой половине I тыс. н.э. Ряд наконечников стрел, выявленный по архивным материалам, скорее всего, относится к боевым и является свидетельством развитой военной техники у бурят.

На охоте использовались стрелы с тупыми деревянными или костяными наконечниками, легкие с узким острым копейцом , а также стрелы с плоским широким ромбовидным железным наконечником. Во время охоты употреблялись наконечники с насадками-свистунками. Боевые наконечники были предназначены для пробивания брони и кольчуги, по характеру поперечного сечения пера они относились к плоским и граненым. При выборе стрел также имело значение расстояние, на котором находилась цель для поражения.

При емы натягивания тетивы и способы стрельбы из лука.

Буряты лук натягивают сильно, правая рука, в которой зажаты тетива и конец стрелы, отходит назад так, что тетива оказывается за ухом, а левая вытянута на всю длину, и наконечник стрелы подходит к самому луку. Для защиты пальцев и руки использовали специальный наперсток, сделанный из полой кости (янан эрхэ ) или сшитый из толстой кожи, его надевали на большой палец правой руки. Во время натягивания тетивы указательный палец ставился на большой, при этом основную нагрузку нес большой палец, а указательный помогал ему, нажимая сверху. В специальной литературе такой способ известен как монгольский: "Стрела держится в глубине вырезки между большим и указательным пальцем. Такое держание тетивы содействует ее отклонению влево, поэтому при монгольском способе стрела помещается всегда вправо от лука".

Во время облавных охот, гона и загона буряты производили стрельбу на скаку. Эта традиция верховой охоты и конного боя сложилась давно и присуща кочевническим народам. О способах стрельбы на скаку кочевников-бурятов очень ярко и образно писал Н. Витсен : "...на лошади сидят низко, что они делают для того, чтобы легче поворачивать лук в направлении от врага, затем резко поворачиваются к нему для выстрела, но всегда стреляют вверх так, что стрела падает прямо сверху вниз, когда имеет наибольшую силу, как он мне наглядно показал и как это математически обосновывается. При спуске стрелы он держал оба глаза открытыми... и так умел рассчитывать время, что когда выстреливал вторую стрелу после первой, я видел несколько раз, как вторая почти касалась первой, и обе стрелы падали одновременно, очень близко друг от друга. Поистине я бы не поверил этому, если бы я этого не видел".

Лук держали в налучье (хоромго ), располагая его вниз тетивой. Налучье защищало лук от сырости и повреждений. Налучье изготовляли из цельного куска тисненой кожи (булгари ), шов проходил по длинной стороне изделия. Стрелы хранились в колчанах (саадак). В XIX - начале XX в. эти колчаны были открытого типа, на жесткой каркасной деревянной основе, обтянутой такой же, как и налучья , кожей. Для удобного размещения стрел в колчане и предохранения оперений стрел в нем имелись распределители из толстого шнура, обшитого красной тканью. В колчане могло храниться от 4 до 15 стрел в зависимости от типа стрел и характера охоты. Налучья и колчаны украшались металлическими бляхами, которые, возможно, предохраняли воина от стрел противника.

Налучье буряты носили на левом, колчан со стрелами - на правом боку. Это было обусловлено тем, что при стрельбе стрела из колчана бралась правой рукой наконечником вперед. Налучье и колчан также прикрепляли к поясу специальными колечками. Если колечко размещалось в центральной части задней стороны налучья , то ремень продевался сквозь него, при этом налучье висело не вертикально, а наискось, что было удобно при верховой езде. Колчаны носили на длинном ремне через правое плечо, располагая таким образом, чтобы они закрывали правую часть спины и предплечье, упираясь в локоть. Археологические материалы по Восточному Забайкалью, датированные I - началом II тыс. н.э., показывают наличие нескольких типов железных колец и крючков для этих целей. Способы прикрепления колчанов, налучий, сохранившиеся на данной территории с указанного времени до этнографической современности, позволяют характеризовать их как традиционные для монголоязычных народов.

Древний бурят находился в полной зависимости от окружающей его природы. Опасная и беспокойная жизнь постепенно его привела к выводу, что для того, чтобы успешно обеспечивать свою безопасность и добывать пищу, необходимо производить охоту общими силами. М. Н. Хангалов пишет: «Что мог сделать с ними (имеется в виду с хищными зверями) предок нынешних бурят, вооруженный своими незатейливыми орудиями – луком, стрелами, копьем, ножом или рогатиной? Чем могла обеспечиваться его безопасность, как от этих страшных врагов, так и от еще более страшного врага – человека? Чем, наконец, мог обеспечиваться успех охоты этого человека, если он выходил один?»

Долго каждый из предков нынешних бурят самостоятельно решал эти вопросы, погибая от лап медведя или рогов сохатого, прежде чем пришел к такой простой мысли, что нужны соединение с другими соплеменниками и совместное действие. Так родилась облавная охота «зэгэтэ-аба ».

Краткие описания облавной охоты в ХVII веке имеется у Исбрантса Идеса : «Весной и осенью объединяются они (т. е. буряты) толпами до 1000 человек и отправляются верхами на охоту на оленей, диких коз. Эта охота называется «абаа ». Когда они приезжают в то место, где выследили дичь, разъезжаются они врозь по окрестности, чтобы удобнее настигнуть зверя и окружить его кольцом. Если они могут достать до него своими стрелами, то каждый стреляет из своего лука, так что редкий зверь останется в живых, потому что каждый стрелок один за другим может сделать тридцать выстрелов»

Сама природа требовала улучшения техники и тактики охоты, подготовки к ней молодежи. Бытовали игры и пляски, подражательный характер традиционному занятию – охоте, С изменением социально-экономических условий обитания древнего бурята, переходом его на кочевое скотоводство игры, отражающие его трудовой процесс, приобрели самостоятельную форму в виде физических упражнений.

Наиболее значительными и популярными играми бурятского народа являлись стрельба из лука, борьба (бухэ-барилдаан ) и конные скачки, вошедшие в историю под общим названием – сурхарбан . В народе он известен еще и как «эрын гурбан наадан »(три игры мужей) .

Международный фестиваль «Алтаргана-2016» в Бурятии обещает стать крупным событием в истории бурятской стрельбы из лука сурхарбан. Правительство республики совместно со спортсменами и активистами из других бурятских регионов изучило ситуацию со стрельбой из бурятского лука. Были учтены опыт предыдущих стрельб в Монголии, а также новые реалии в технологиях изготовления бурятского лука. Правила сурхарбана на «Алтаргане 2016» несколько обновлены.

Команды для сурхарбана будут состоять из девяти человек (6 мужчин, 3 женщины). В первый день соревнований все участники выполнят стрельбу на дистанциях 50 м., 45 м. На каждый день даются два пробных выстрела на начальной дистанции. Далее на каждой дистанции участник выполняет 8 зачетных выстрелов, сериями из 2-х стрел, если в процессе стрельбы одна или обе стрелы ломаются, то разрешается делать только замену. Нельзя стрелять одной стрелой подряд два раза т.е. серию. Очередность дистанций: 50 м., 45 м. За выбивание «ласти» участнику дается 3 очка, слева и справа от «ласти» - 2 очка, остальные по 1 очку. Количество суров на кону: по 6 штук с каждой стороны от «ласти» - всего 12 штук.

Лук со стрелами в бурятской культуре остаются важными символами, своего рода маркерами традиции и в то же время динамизма, движения сквозь века и поколения. Бурятская стрельба сурхарбан стала одним из тех элементов традиционной культуры, который выжил в современном мире и имеет неплохие шансы на развитие.

Спорт в целом и национальные виды в частности, как отмечают исследователи и специалисты, имеет любопытную зависимость от социально-экономических показателей страны и/или региона. Так, на Олимпиаде 2008 года в Пекине семь из десяти первых позиций по количеству золотых медалей были заняты представителями стран Большой Восьмерки. Однако прекрасные результаты показали и не входящие в G8 Китай (1 место), Австралия (6 место) и Южная Корея (7 место). Среди стран тогдашней «Восьмерки» в топ-10 не попала Канада, а США общим количеством медалей (золото, серебро и бронза) незначительно обошли Китай. Заметим, что Австралия и Корея далеко не лидируют по количеству населения, их успех — результат не простого «давления числом».

Феномен успехов развитых стран в спорте обычно объясняется повышенным вниманием богатых государств к вложениям в сферу, от строительства капитальных объектов спортивной инфраструктуры до проведения массовых, но не рейтинговых, соревнований и игр во дворах, в парках и на улицах населенных пунктов. С другой стороны историки обращают внимание на взаимную связь показателей.

Промышленная революция практически во всех странах сопровождалась массовой миграцией крестьян в города, где поднимался уровень алкоголизма и преступности. Реформы в социальной сфере, в том числе связанные с организацией быта и досуга пролетариата, вызвали не только снижение напряженности в рабочих кварталах, но и способствовали росту качественного уровня рабочей силы. В свою очередь налаживание социальной сферы, здоровья и образования пролетариата позволило развитым странам двигаться к производству высокотехнологичной продукции. Таким образом, зависимость между массовым спортом и социально-экономическим развитием страны/региона проявляется в обоих направлениях, хотя это проявление неравномерно в аспекте времени.

Если государственные вливания в спортивную инфраструктуру могут сказываться на формальных результатах в первые же 5-7 лет, то ощутимая отдача от развития массового спорта занимает период примерно в поколение (20-25 лет). При этом в массовом спорте важны не столько формальные показатели, например, количество медалей, сколько именно широта охвата населения. В свою очередь популяризация спортивного образа жизни в массах рано или поздно приводит и к успехам на международной спортивной арене, что хорошо видно по Австралии. В этой стране увлеченность спортом сразу бросается в глаза, даже в дождливый день там не пустуют спортивные площадки. В университетских городках в зимнее время (а там темнота наступает уже в 6 вечера) на футбольных полях включают прожекторы и студенты тренируются до позднего вечера. При довольно неласковой погоде (зимой к вечеру температура опускается до +2-0), в дождь и ветер, повсюду в зеленых зонах можно видеть людей, занимающихся бегом или спортивными играми.

Достаточно заметна популяризация здорового образа жизни в Южной Корее. В этой стране внедрение в массы спортивных увлечений идет синхронно с так называемой «корейской волной», эстрадной музыкой и кино, пропагандирующей тотальную моду на физическую красоту. В густонаселенных городах крайне редко можно встретить людей с ожирением, со значительным избытком веса и т. д. Молодежь поражает красивыми фигурами. Массовое увлечение командными играми, в отличие от Австралии, не так заметно, но, судя по всему, молодые корейцы достаточно много времени уделяют индивидуальным занятиям в фитнес-центрах и тренажерных залах.

Корея, между прочим, является своеобразным немонгольским аналогом Бурятии в плане комплекса национальных видов спорта. Для Бурятии (и почти любого другого монгольского региона, за исключением Калмыкии) родными, никогда не прерывавшимися, традициями были конные скачки, борьбы и стрельба из лука. Ровно то же самое относится к Корее, с той разницей, что здесь более популярным за пределами страны стала не древняя борьба ссиррым, а сравнительно новое боевое искусство таэквондо.

Корейский лук и корейская техника стрельбы не такой известный бренд страны, как таэквондо, но он входит, наряду с японским и монгольским, в тройку самых известных из современных луков, которые продолжают изготавливаться по традиционным технологиям, и по стрельбе из которых проводятся соревнования. Поскольку в мире существует устойчивое и с развитием Интернета все более растущее сообщество любителей лучной стрельбы, то интерес к традиционным видам соревнований по стрельбе из лука в 21 веке также вырос, пожалуй, на порядок.

Бурятский лук, имея собственную историю и технологию (он отличается от ныне принятого в Монголии «халхаского лука»), а также — ежегодные соревнования, с каждым годом приобретает все большую известность. В основном это является результатом энтузиазма отдельных популяризаторов и мастеров, ведущих какую-то деятельность на просторах мировой сети. Государство, будучи в гораздо большей степени заинтересовано в формальных показателях, старается концентрировать внимание прежде всего на олимпийских видах спорта, и на обычной спортивной стрельбе из лука.

Это общий подход не только России, но и многих других стран, в какой-то степени как раз Россию тут можно понять, ибо на ее территории национальных видов спорта уж очень много, и за всеми из них не угонишься. Тем не менее, такие эксклюзивные и в потенциале, безусловно, зрелищные виды как бурятская стрельба из лука, должны бы получать побольше внимания. Мнение о том, что национальные виды бесперспективны и якобы имеют предел популяризации, наталкивается на примеры бейсбола, и многочисленных боевых искусств стран Дальнего Востока. Все эти виды были раскручены за пределами своих регионов по большому счету за небольшой период в 20 веке. Рано или поздно, инвестиции в перспективные виды спорта вернутся, пусть не в прямом виде, но опосредовано.

На сегодня поддержкой бурятской лучной стрельбы занимаются в основном Республика Бурятия и Буддийская традиционная Сангха. На территории Республики, по оценкам Минспорта Бурятии, стрельбой из лука по национальным правилам занимается около 300 человек и есть тенденции к росту. С этого года начинают проводиться Республиканские соревнования для детей и молодежи. Подготовлен проект присвоения спортивных разрядов до мастера спорта Республики Бурятия. По финансированию также наконец происходят маленькие, но все же положительные сдвиги, хотя конкретные цифры не озвучиваются. Все это внушает надежды и демонстрирует внимание к теме.

В плане технологий изготовления луков жизнь внесла свои коррективы и на сегодня ситуация такова, что в соревнованиях все чаще принимают участие спортсмены с луками, изготовленными с применением современных материалов. Такие луки имеют преимущество над чисто традиционными, поэтому дистанция стрельбы на сурхарбане будет увеличена. Если раньше стрельбы проводились на дистанциях 45 и 30 м., то в этом году на «Алтаргане» планируется увеличить дистанции до 50 и 45 м.

В перспективе было бы неплохо возродить некоторые старинные бурятские виды стрельбы из лука, обладающие повышенной зрелищностью. Прежде всего тут стоит упомянуть состязания бай-харбан, бытовавшие на памяти ныне живущих людей, и проводившиеся в годы Великой Отечественной войны в Бичурском и Мухор-Шибирском районах во время молений на обоо.

Кроме того, существовала очень интересная традиция стрельбы на меткость и пробивную силу одновременно. Этот вид, видимо, дольше всех практиковали буряты эхиритского племени. Здесь использовалась оригинальная мишень в виде тележного колеса, перед которой вывешивался кусок войлока. Стрела должна была пробить войлок и попасть в центральное отверстие колеса. В легендах утверждалось, что некоторые батуры могли пробить стрелой мокрый войлок или даже несколько кусков войлока. Предположительно этот интереснейший вид происходит от военных упражнений кочевых монголов, устраивавших свои лагеря (курени) внутри кольца из телег и повозок. Для защиты от навесной стрельбы в куренях устанавливали завесы из свободно висящих длинных кусков войлока, в которых застревали стрелы, особенно если войлоки были мокрыми. Стрельба по колесу через кусок войлока вероятно имитировала штурм такого кочевнического куреня.

Бывают в жизни удивительные совпадения. Вчера замечательный литератор Вера Панченко отправила мне из Прибалтики фотографию 1958 года, на которой она, тогда корреспондент газеты "Комсомолец Забайкалья" (если я правильно понял), беседует со знаменитым мастером изготовления традиционного бурятского лука Дондоком Эрхэтуевым из села Зуткулей Агинского бурятского округа.

Лет пятнадцать тому назад я создавал и издавал книгу Дашинимы Норбоева "Вещие стрелы великой степи". Естественно, были там строки и об Эрхэтуеве, а портрет его - вынесен на обложку.
Знаменитого мастера потомки, особенно бурятские лучники, помнят и будут помнить ещё долго.

Вчера же я нашёл интересную работу "Земля Мергенов", где ученица 10 класса Лиана Мункуева рассказывает о бурятских лучниках. В собранной ею обширном материале говорится и об Агинских лучниках:

"Со своими национальными луками агинские лучники впервые вышли на стадион «Авангард» в 1957 году, когда в Москве проводился всемирный фестиваль молодежи и студентов. Кроме традиционных видов, они познакомились с рядом спортивных новинок. В их числе была стрельба из лука.
С удивлением восприняли польские, чешские и финские лучники показательные выступления бурятских стрелков из национального лука без прицела, сохранившего традиционную форму древнейших времен. Стрелы деревянные, длиннее классических, а вместо мишени на гаревой дорожке были уложены в ряд цветные войлочные валики - «суры». Длина валиков составляла 10 см, а диаметр 8 см. Одетые в яркие национальные костюмы, бурятские лучники вышли на линию стрельбы и, легко натягивая тетиву, очень быстро, как бы не прицеливаясь, метко посылали стрелу за стрелой в красный войлочный валик - «ласти», символизирующий центр мишени. Такая точность изумляла весь стадион.

Луки и стрелы, хранившиеся много лет, в большинстве были непригодными для стрельбы. А ведь было задумано организовать массовые командные состязания. Кто сможет восстановить, казалось бы, утраченные луки? И такой человек нашелся - Дондок Эрхэтуев из села Зуткулей - мастер древнейшей технологии по изготовлению национальных луков. Именно он в течение 40 лет восстанавливал, реставрировал древние луки и делал новые. Благодаря такому мастеру удалось создать материальную базу для развития массовой национальной стрельбы из лука в Агинском национальном округе".

Надо полагать, что через год после выступления бурятских лучников на стадионе "Авангард" в Москве редакция газеты "Комсомолец Забайкалья" командировала своего корреспондента в Зуткулей, к Дондоку Эрхэтуеву. Настало время рассказать о бурятском луке.

А через несколько лет после этих событиях о бурятских лучниках заговорили во всём мире.

Инженер-программист изготавливает бурятские луки по древним технологиям

Традиция изготовления бурятского лука может прерваться. Калмыки, чьи полки, вооруженные луками и стрелами, в 1812 году брали Париж в составе русской армии, уже не состязаются на своем Сурхарбане в стрельбе из национального вида оружия. Неужели такова же будущая судьба традиционного бурятского лука? А ведь когда-то предков бурят в Китайской империи называли "нацией лука и стрел".

Все началось с древнего лука

Нет, я уверен, что традиция не прервется, - говорит Дылгыр Цырендоржиев, инженер-программист Бурятского национального лицея-интерната и энтузиаст оружейного дела.

В детстве он не раз видел соревнования бурятских лучников, но загорелся идеей самому сделать настоящий национальный лук восемь лет назад. Тогда к нему в руки попал древний лук.

Луку было уже лет 150, но он был в отличном состоянии, - вспоминает Дылгыр, - трудно передать мои ощущения, когда я его держал... Мне виделись сражения древности. Свист стрел и топот тысяч копыт. Храп лошадей. Скачущие всадники, без промаха поражающие врага. Звон тетивы и шорох улетающей стрелы. Ветер в лицо и вся степь впереди... долго не хотелось его из рук выпускать.

Дылгыр Цырендоржиев поставил себе задачей изготовить лук так, как это делали буряты сто, двести, тысячу лет назад.

К сожалению, здесь, в Бурятии, мне так и не удалось поучиться у мастеров, - говорит мастер, - те люди, с которыми я общался, либо ревностно относятся к своим секретам, либо занимаются откровенным "новоделом", выдавая его за традиционный бурятский лук. Мне пришлось восстанавливать традиции изготовления бурятского лука по книгам, по материалам в Интернете, в личных беседах с историками и археологами. В прошлом году я познакомился с одним мастером приехавшим из Аги на Сурхарбан. Он сделал несколько луков и является в этом деле действительно большим мастером. К сожалению, я потерял с ним связь, насколько я помню, он бывший водитель, а сейчас, на пенсии, изготавливает луки.

Опасная профессия

Первый лук Дылгыр делал целых полгода:

Лук получился хороший, только я не во всем следовал рецептам наших предков, и в итоге после одного из выстрелов у меня отломился рожок на луке, а текстолит, которым я заменил рог животного, просто разорвало на куски. Хорошо, что я не пострадал во время стрельбы. После этого я решил во всем следовать старинным технологическим тонкостям и использовать только оригинальные материалы.

Дылгыр объясняет, что специалисты делят все традиционные луки на два типа: простые и сложносоставные. Пример простого лука - это английский, вы все его видели в фильмах про Робин Гуда. По сути, это просто деревянная палка, согнутая в дугу, концы которой стягивались тетивой. Английский мастер мог изготавливать в день несколько таких луков из тиса. Бурятский же лук является разновидностью монгольского сложносоставного лука, который делали не менее двух-трех лет. У него пять деревянных частей склеенных в четырех соединительных точках, и три слоя из сухожилия, дерева и рога, аккумулирующих энергию при натяжении тетивы. Все это снаружи защищено тонким слоем бересты для защиты от атмосферной влаги. Все они имеют различное функциональное назначение, улучшающие стрелковые качества оружия.

Директор московского Музея кочевой культуры, Константин Куксин так сравнивает английский и монгольский луки:

Стрела из лука Робин Гуда летела всего лишь на 300-400 метров, а из монгольского лука на - 800 метров. Поэтому если монгольские лучники и войска европейских рыцарей столкнулись бы, допустим, в 13-м веке, конечно, монголы одержали бы победу. Это как если бы сейчас воевали с автоматами Калашникова против кремневых ружей, то есть они были недосягаемы для противника.

Работа двух лет

К изготовлению своего второго лука Дылгыр приступил после долгого перерыва, когда вернулся жить в Улан-Удэ из Москвы. На этот раз изготовление лука заняло у него два года. Начал он с посещения республиканских музеев и поездок по деревням, где срисовывал старинные луки и стрелы, снимал с них чертежи. Определившись с моделью, он принялся за заготовку древесины.

Дерево, из которого потом можно будет стрелять, необходимо отбирать с особой тщательность. - говорит Дылгыр. - Нужен ствол березы, растущей в пади, где она изо всех сил тянется к солнцу, из-за чего она прямая и у нее почти нет веток, а значит, и сучков. У уже срубленного дерева берется только северная часть, потому что там древесина плотнее. Я следовал всем дошедшим до наших дней рекомендациям.

Заготовленную древесину Дылгыр выварил в большом котле, а полученный материал несколько месяцев сушил дома. Бычьи рога для лука он хотел купить на БМП, но как раз перед его приездом какой-то оптовик скупил на комбинате многолетний запас рогов. Пришлось довольствоваться коровьими, а они более извилистые и короткие. Выпрямлять рога вручную пришлось очень осторожно, нагревая их над свечой. Недостаточно длинные коровьи рога дополнялись фрагментами лосиного рога, пришлось воспользоваться и современным материалом - эбонитом.

Сухожилия, которыми обклеивается наружная часть лука, заготавливались следующим образом: сначала от туши коровы или лошади отделяются сухожилия и сушатся, пока они не станут прозрачными. Затем на наковальне сухожилия расщепляют до волокон, разделяют на пряди толщиной в миллиметр, а уже потом долго и тщательно наклеивают на лук в несколько слоев. Традиционно для этого использовался клей, сваренный из плавательного пузыря байкальского осетра, но сейчас он занесен в Красную Книгу. А тот осетровый клей, который продают легально, - был на тот момент для Дылгыра слишком дорогим. Так что вполне подошел костный клей. Концы лука, там где тетива трется о древесину, мастер обтянул рыбьей кожей.

Изготовленный лук Дылгыр Цырендоржиев взял с собой в детский лагерь, где в качестве воспитателя обучал лицеистов основам стрельбы из бурятского лука.

Я специально сделал его достаточно ослабленным, чтобы натянуть тетиву мог и ребенок, - говорит Дылгыр. - Дети с большим удовольствием стреляют из лука, можно сказать, сами тянутся к истории. Многие мои знакомые привозят на наши выезды на природу детей, чтобы они с малолетства знали, как выглядит лук, как щелкает тетива, когда выпускаешь стрелу в мишень.

Священная реликвия семьи

Сейчас друзья и знакомые приносят Дылгыру старинные луки, которые на протяжении многих лет хранились у них в семье. На просьбу о реставрации он почти всегда отвечает отказом.

Я видел примеры неудачной, почти варварской реставрации, когда с двухсотлетнего лука просто сдирали старинные узоры и фирменный знак ("тамга") автора, - говорит Дылгыр. - Конечно, мне было бы очень любопытно самому разобрать старый лук, посмотреть, как древний мастер его изготавливал, но мне кажется, что лучше вообще не браться, если не уверен, что сможешь сделать как надо. Я бы взялся только за небольшой ремонт. Мои друзья-историки говорят, что по большому счету, история Бурятии еще не написана. И очень важно максимально сохранить предметы старины, особенно такой важной сферы, как боевая история. Не хочу, чтобы в будущем какой-нибудь талантливый историк из БНЦ поминал меня и мою реставрацию нехорошим словом. Есть еще одна причина, почему я не советую реставрировать луки. По многим поверьям, в семейном оружии, которое переходит из поколение в поколение, может храниться сила этой семьи, этого рода. А после того как оружие будет неудачно починено, снимут уникальные "тамга", имеющие религиозное значение, стержень семьи может надломиться.

Рассказал мастер и своей любимой бурятской легенде, связанной с луком и стрелами.

Есть легенда, рассказывающая о черной заговоренной стреле, - говорит Дылгыр, - однажды выпущенная из лука, эта стрела будет летать за своей целью, пока не поразит ее. Спрятаться от нее или сбить в полете - невозможно. Единственный способ спастись для приговоренного - это сбрызнуть на нее аршан, тогда она станет мягкой и, поразив человека, не убьет его, а лишь слегка стукнет.

Из лука можно было стрелять и на охоте, и в бою. Для битвы использовались оригинальные наконечники стрел: наконечникполумесяц отсекал голову врага, наконечник-игла должен был проникнуть между стыками в доспехах, наконечник с зазубринами наносил максимальные раны, когда его вытаскивали из тела. Стрелы с тупыми наконечниками, не портящие шкуру, предназначались для пушного зверя.

Изготовив второй лук, Дылгыр уже думает о третьем. Теперь, когда у него уже есть заготовленная древесина, процесс создания оружия можно будет сократить до пяти месяцев. На вопрос о том, будет ли он делать луки на заказ, Дылгыр пожимает плечами. Неизвестно, во сколько можно оценить такую работу.

Мастера национальных луков - это народ "штучный". Например, на 47-миллионную Корею не больше 10 человек, которые посвятили свою жизнь изготовлению корейского лука. В Монголии примерно такое же количество мастеров лучного дела. Дылгыр Цырендоржиев надеется, что и в Бурятии молодые люди заинтересуются продолжением традиции бурятского лука. Он готов помочь всем желающим советом и передать опыт более старых мастеров.

Трудно описать ощущения, которые испытываешь, когда сделаешь свой первый лук, - говорит Дылгыр, - это как стать в один строй со своими предками, почувствовать сопричастность к истории и испытать гордость. Бурятский лук - это машина времени, переносящая в эпоху сурового быта и боевой славы далеких предков.



top