Духовные учителя Человечества XIX-XX века.

 Духовные учителя Человечества XIX-XX века.
শ্রী অরবিন্দ Имя при рождении бенг. অরবিন্দ ঘোষ Дата рождения 15 августа (1872-08-15 ) Место рождения Калькутта , Британская Индия Дата смерти 5 декабря (1950-12-05 ) (78 лет) Место смерти Пондишери , Французская Индия Страна Альма-матер
  • Школа св. Павла [d]
  • Королевский колледж (Кембридж)
Язык(и) произведений бенгальский язык и английский Направление йога , индийская философия Основные интересы философия Оказавшие влияние Веданта , Анри Бергсон и Дьюи, Джон sriaurobindoashram.org Шри Ауробиндо в Викицитатнике Медиафайлы на Викискладе

Шри Ауробиндо

Ранние годы и учёба в Кембридже

Возвращение в Индию и борьба за национальную независимость

Получив западное образование и вернувшись в Индию (в ), Шри Ауробиндо посвящает себя самостоятельному изучению санскрита , современных индийских языков, философских систем и древних священных книг Индии - Упанишад , Бхагавад Гиты , Рамаяны , Вед .

В течение последующих 13 лет Шри Ауробиндо занимает различные посты в администрации города Бароды (Baroda) (сейчас Вадодара), преподаёт английскую и французскую литературу в местном университете, а в 1906 году переезжает в Калькутту , где становится ректором Национального колледжа. С первых дней пребывания в Индии Шри Ауробиндо непрестанно следит за политической ситуацией в стране. После вспышки волнения против разделения Бенгалии в 1905 году Шри Ауробиндо открыто присоединяется к национально-освободительному движению . В течение восьми лет ( -) активно участвует в политической жизни страны, что дважды приводит его к арестам с последующим оправданием.

Обращение к йоге и новое направление опыта

В 1907 году Бариндранатх Гхош, младший брат Ауробиндо, познакомил его в Бароде с йогом из Махараштры Вишну Бхаскаром Леле. В течение нескольких лет Ауробиндо уже занимался йогой, а эта встреча, получение от Леле соответствующих наставлений и последующее трёхдневное уединение, способствовали его первому значительному духовному опыту, называемому нирваной - состоянию полного умственного безмолвия, без какой бы то ни было мысли или умственной деятельности. Во время своего второго ареста и пребывания в Алипорской центральной тюрьме в Калькутте (1908-1909) Шри Ауробиндо испытал духовное озарение, которое положило начало новому этапу его жизни. В тюрьме у Ауробиндо был ряд мистических переживаний. В своих письмах он упоминает, что когда он ожидал суда в тюрьме, в течение двух недель его посещал дух Сва́ми Вивека́нанды и говорил о высших уровнях сознания, ведущих к сверхразуму . Шри Ауробиндо позже рассказывал, что во время заключения он видел всё - заключённых, тюремщиков, полицейских, тюремные решётки, деревья, судью, адвокатов - как различные формы единой божественности, Кришну, Васудеву, Нараяну . В 1910 году Ауробиндо уходит из активной политической и общественной жизни и сосредотачивает свои силы на духовной работе. Этой деятельностью было движение к «высшим планам сознания, ведущим в направлении Сверхразума (Supermind) (хотя само это название, как подчеркивает Шри Ауробиндо, имеет более позднее происхождение и принадлежит самому Шри Ауробиндо)». Он переселяется в Пондишерри , французскую колонию на юге Индии, чтобы начать интенсивные занятия йогой .

Основные даты

Годы и события

- 15 августа день рождения Шри Ауробиндо.
- Переезд в Англию.
- Возвращение в Индию.
- Начало национал-освободительной революционной деятельности.
- Обращение к йоге, чтобы использовать духовную силу для осуществления политических идей.
- Встреча с Вишну Бхаскарой Леле. Первое фундаментальное духовное переживание - переживание Безмолвного Брахмана (Нирваны).
- Арест по делу о «Банде Матарам».
- Оправдание и освобождение из Алипорской тюрьмы.
- Переезд в Пондишери.
- 29 марта. Первая встреча Шри Ауробиндо и Матери: Мирра и Поль Ришар приехали в Пондишери.
- 15 августа. Первый выпуск «Арьи».
- 15 января. Последний выпуск «Арьи».
- Мать берёт на себя обязанности по управлению Ашрамом Шри Ауробиндо.
- 24 ноября. Четвёртая фундаментальная реализация. Нисхождение Кришны, Божества Надразума, в физическое.
- 15 февраля. Встреча с Рабиндранатом Тагором .
- В Ашраме Шри Ауробиндо - 150 учеников.
- В Ашраме Шри Ауробиндо - 350 учеников.
- 2 декабря. Открытие школы в Ашраме, которая позднее станет Международным центром образования .
- 15 августа . Освобождение Индии. Послание Шри Ауробиндо по всеиндийскому радио.
- Медаль «За мир и культуру Азиатского общества». Выдвинут кандидатом на награждение Нобелевской премией мира .
- 5 декабря , 01:26. Смерть.

Шри Ауробиндо в индийской философии

Вклад в веданту

В своей концепции «интегральной веданты» Шри Ауробиндо стремился к синтезу традиций индийской и европейской мысли. Это выразилось в его полемике с двумя полярными позициями - философией «аскетического» спиритуализма адвайта-веданты и материализмом западной философии. Шри Ауробиндо работал над созданием новой интегральной философии , которая вобрала бы в себя лучшее от первой и второй, избавившись при этом от их слабых сторон. В основе этой новой философии должен быть принцип, из которого можно было бы вывести всё качественное многообразие мира . Эта философия должна показать связь духа и материи , не пытаясь отрицать реальность обоих, и при этом она должна быть избавлена от дуализма при объяснении вселенной. Она должна объяснить поступательный процесс мировой эволюции , её законы, место и назначение человека в этом процессе.

Решение проблемы дуализма в объяснении Вселенной

  • Полемизируя с теорией Ади Шанкары , Шри Ауробиндо отмечает, что адвайта не смогла добиться главной цели своей философии - дать монистическое понимание мира («адвайта» - «недвойственность»). Неизбежно стремясь преодолеть отрыв сущности от явления , адвайта вынуждена была признать наличие двух сущностей: вечного, реально существующего Брахмана (Абсолют), и иллюзорную, творящую вселенную, майя .
  • Преодолевая дуализм адвайта-веданты (Брахман - майя), Шри Ауробиндо наделяет майю реальной силой . Это сила Брахмана , которая делает возможным Его самопроявление, самоограничение и самопоглощение, которые проявляются на разных этапах создания вселенной.
  • Он преодолевает характерный для философии адвайты метафизический отрыв явления от сущности посредством учения о совпадении противоположностей в Абсолюте: определённого и неопределённого, единого и множественного, неподвижного и изменчивого, бесформенного и обладающего формой, бескачественного и качественного, конечного и бесконечного бытия. В качестве истоков он ссылается на идеи Гераклита , а также «Иша-Упанишады» и «Бхагавад Гиты» . Такое совпадение противоположностей делает новую философию Шри Ауробиндо свободной от противопоставления сущности и явления при объяснении мира.
  • Синтез идеализма и материализма в философии Шри Ауробиндо даёт совпадение духовного и материального начал в Абсолюте . Однако духовное начало оказывается все же «сильнее», так как оно способно к самостоятельному существованию, в то время как материальное может существовать лишь в качестве его проявления.

Решение проблемы единства и многообразия

  • Шри Ауробиндо критикует идею майа-вада адвайты-веданты, и решает проблему связи между невыразимым единым Брахманом и миром множественности, помещая между ними переходную ипостась - Сверхразум, илиСупраментал . Сверхразум в философии Шри Ауробиндо - это творящий божественный принцип, Сознание-Истина, в котором множество индивидуальных сознаний и тел предстаёт как манифестация единства .

Новое понимание Эволюции

  • Одним из самых выдающихся новшеств, привнесённых Шри Ауробиндо в философскую мысль веданты , является новое изложение концепции космической и человеческой эволюции. Философия санкхьи изложила свою теорию эволюции несколькими веками ранее, однако Ауробиндо отверг материалистические представления об эволюции в философии санкхьи и Дарвина и развил концепцию интегральной эволюции духа и материи, основанную на нисхождении Божественной силы в Материю и последующей трансформации материи.
  • Согласно эволюционной теории Шри Ауробиндо человечество как форма существования не является конечным пунктом эволюционной иерархии, но, посредством интеграции с Божественным, может быть вовлечено в последующее духовное существование, преодолевающее существующие материальные ограничения, выходящее за пределы неведения к состоянию супраментального существования . Это состояние, согласно Шри Ауробиндо, станет Божественной жизнью на земле, которой будет сопутствовать знание, блаженство, сила а также субстанция и энергия супраментального сознания.

Основные положения интегральной йоги

Духовный опыт Шри Ауробиндо синтезирован в его многогранной системе интегральной йоги , целью которой является не только освобождение человеческого сознания, но также глубокая трансформация самой природы человека.

Шри Ауробиндо начал свою практику йоги в 1904 году . Собрав основные элементы духовного опыта, полученные разными путями, которым до настоящего времени следуют в Индии, он продолжил поиск более интегрального пути, объединяющего и гармонизирующего два полюса существования: дух и материю . Большинство традиционных систем йоги предлагают путь реализации Духовного существования через уход от материальной физической жизни; восхождение Шри Ауробиндо к Духу имеет целью трансформацию самой человеческой природы через привнесение света и сознания в Материю. Согласно Интегральной йоге, настоящее существование человека в материальном мире является жизнью в невежестве и бессознательности, но даже в её темноте и незнании существует присутствие Божественного. Созданный материальный мир - это не ошибка, которую нужно отвергнуть душой, устремлённой к небесам или нирване , но важнейший эволюционный уровень, делающий возможным последующее развитие духа. Духовная работа в материальном мире является тем ключом, с помощью которого должно быть открыто растущее Божественное Сознание в Материи.

Общепринято воспринимать человеческий разум как самый высокий уровень сознания, который может возникнуть в результате

| Шри Ауробиндо

Шри Ауробиндо

Шри Ауробиндо родился в Калькутте 15 августа 1872. В 1879г. и в возрасте семи лет был отправлен со своими двумя старшими братьями в Англию для получения образования.

Шри Ауробиндо жил в Англии в течение четырнадцати лет. Воспитываемый сначала в английском семействе в Манчестере, он пошел в школу св. Павла в Лондоне в 1884г. и в 1890г., с высшим классическим образованием, поступил в королевский колледж, Кембридж, где он проучился в течение двух лет. В 1890г. он проходит также открытый конкурс за право поступления на Индийскую Государственную службу, но в конце двух лет стажировки не явился на экзамен по верховой езде и был лишен права служить.

В это время Геквар Бароды был в Лондоне. Шри Ауробиндо встретился с ним, получил назначение в Бароду и отправился из Англии в Индию, куда прибыл в феврале 1893г.

Шри Ауробиндо провел тринадцать лет, с 1893г. по 1906г., в администрации Бароды, сначала в Отделе государственных сборов и в секретариате для Махараджи, впоследствии как профессор английского языка и, наконец, заместителем директора Барода Колледжа.

Это были годы самообразования, литературной деятельности - многое из поэзии, впоследствии изданной от Пондичерри было написано в это время - и подготовки к его будущей работе. В Англии он получил, согласно специальным инструкциям его отца, полностью западное образование без всякого контакта с культурой Индии и Востока.

Образование Шри Ауробиндо в Англии дало ему широкое представление о культуре древней, средней и современной Европы. Он был блестяще образован в греческом и латинском. Французский он изучил в детстве в Манчестере и самостоятельно немецкий и итальянский достаточно, чтобы читать Гете и Данте в первоисточнике. Он сдал экзамен для получения отличия в первом классе и получил рекордные отметки по греческому и латинскому на экзамене на Индийскую Государственную службу.

В Бароде он восполнил пробел, изучив Санскрит и несколько современных Индийских языков, впитал дух Индийской цивилизации в ее прошлых и настоящих формах.

Политическая активность Шри Ауробиндо заняла восемь лет, с 1902г. до 1910г. В течение первой половины этого периода он работал за кулисами, закладывая с другими сотрудниками основы Свадеши (Индийское движение шинфейнеров), пока агитация в Бенгали не обеспечила открытого создания более прогрессивного и ясного политического действия, чем умеренный реформизм, который тогда был кредо Индийского Национального Конгресса.

Шри Ауробиндо преследовался по суду за мятеж в 1907г. и был оправдан. До настоящего времени организатор и писатель, он был обязан этим случаем, а также заключением и исчезновением других лидеров, своему выдвижению как общеизвестного главы партии в Бенгали, и появлению на трибуне впервые как спикер.

В 1914г. после четырех лет тихой работы над Йогой он начал ежемесячную публикацию философских работ, Арья. Большинство его наиболее важных работ, Жизнь Божественная, Синтез Йоги, Эссе о Гите, Иша Упанишада, появилось последовательно в Арье.

Эти работы содержали многое из внутреннего знания, которое пришло к нему в его практике Йоги. Другие работы были посвящены духу и значению Индийской цивилизации и культуры (Основы Индийской Культуры), истинному значению Вед (Тайна Вед), развитию человеческого общества (Человеческий Цикл), природе и развитию поэзии (Будущая Поэзия), возможности объединения человеческой расы (Идеал Человеческого Единства).

В это время он начал также издавать свои поэмы, написанные в Англии и в Бароде и поэмы, в меньшем количестве, написанные в течение его периода политической деятельности и в первые годы его пребывания в Пондичерри. Журнал Арья прекратил публикацию в 1921г. после шести с половиной лет непрерывной деятельности. Сначала Шри Ауробиндо жил в Пондичерри с четырьмя или пятью учениками. Впоследствии все больше и больше ищущих стало приезжать к нему, чтобы следовать его духовному пути, и их число стало настолько большим, что потребовало организации садхаков для обслуживания и коллективного руководства теми, кто оставил все позади ради более высокой жизни. Это была основа Ашрама Шри Ауробиндо, который в меньшей степени был создан, чем вырос вокруг него как вокруг центра.

Шри Ауробиндо начал свою практику Йоги в 1904г.. Собрав сначала основные элементы духовного опыта, полученные разными путями божественного единения и духовной реализации, которым до настоящего времени следуют в Индии, он продолжил поиск более полного опыта, объединяющего и гармонизирующего два полюса существования, Дух и Материю.

Большинство путей Йоги - пути к Духу, ведущие в конце концов к уходу от жизни; восхождение Шри Ауробиндо к Духу имеет целью повторно низвести его, чтобы привнести свет, силу и блаженство Духа в жизнь для ее преобразования. Настоящее существование человека в материальном мире представляет с этой точки зрения или видения вещей, жизнь в Невежестве с несознанием в своей основе, но даже в ее темноте и незнании существуют присутствие и возможности Божественного.

Созданный мир - это не ошибка, не тщеславие и не иллюзия, которую нужно отвергнуть душой, возвращающейся к небесам или Нирване, но сцена духовного развития, с помощью которого из этого материального несознания должно быть проявлено растущее Божественное Сознание в материи. Ум - самый высокий уровень, достигнутый в развитии, но это не самое высокое из того, что может быть достигнуто. Выше него имеется Сверхразум или вечное Истина-Сознание, которое по своей природе самосознающий и самоопределеный свет и сила Божественного Знания.

Ум - это невежество, ищущее Истину, но это самосуществующее Знание, гармонично воплощающее игру его форм и сил. Только нисхождением сверхразума, совершенство, о котором мечтает все высшее в человечестве, может быть привнесено. Путем открытия большему божественному сознанию возможно достичь этой силы, света и блаженства, обнаружить истинное Я, оставаться в постоянном союзе с Божественным и низводить супраментальную Силу для преобразования ума, жизни и тела. Реализация этой возможность была активной целью Йоги Шри Ауробиндо.

Шри Ауробиндо оставил тело 5 декабря 1950г. Мать продолжила его работу до 17 ноября 1973г.. Их работа продолжается...!

Вклад в Веданту

В своей концепции «интегральной веданты» Шри Ауробиндо стремился к синтезу традиций индийской и европейской мысли. Это выразилось в его полемике с двумя полярными позициями — философией «аскетического» спиритуализма Адвайта Веданты и материализмом западной философии. Шри Ауробиндо работал над созданием новой интегральной философии , которая вобрала бы в себя лучшее от первой и второй, избавившись при этом от их слабых сторон. В основе этой новой философии должен быть принцип, из которого можно было бы вывести всё качественное многообразие мира . Эта философия должна показать связь Духа и Материи , не пытаясь отрицать реальность обоих, и при этом она должна быть избавлена от дуализма при объяснении вселенной. Она должна объяснить поступательный процесс мировой эволюции , её законы, место и назначение человека в этом процессе.

Решение проблемы дуализма в объяснении Вселенной

  • Полемизируя с теорией Ади Шанкары , Шри Ауробиндо отмечает, что Адвайта Веданта не смогла добиться главной цели своей философии — дать монистическое понимание мира («адвайта» — «недвойственность»). Неизбежно стремясь преодолеть отрыв сущности от явления , Адвайта вынуждена была признать наличие двух сущностей: вечного, реально существующего Брахмана (Абсолют), и иллюзорную, творящую вселенную, майя .
  • Преодолевая дуализм Адвайта Веданты (Брахман — майя), Шри Ауробиндо наделяет майю реальной силой . Это сила Брахмана , которая делает возможным Его самопроявление, самоограничение и самопоглощение, которые проявляются на разных этапах создания вселенной.
  • Он преодолевает характерный для философии Адвайты метафизический отрыв явления от сущности посредством учения о совпадении противоположностей в Абсолюте: определённого и неопределённого, единого и множественного, неподвижного и изменчивого, бесформенного и обладающего формой, бескачественного и качественного, конечного и бесконечного бытия. В качестве истоков он ссылается на идеи Гераклита , а также «Иша-Упанишады» и «Бхагавад Гиты» . Такое совпадение противоположностей делает новую философию Шри Ауробиндо свободной от противопоставления сущности и явления при объяснении мира.
  • Синтез идеализма и материализма в философии Шри Ауробиндо дает совпадение духовного и материального начал в Абсолюте. Однако духовное начало оказывается все же «сильнее», так как оно способно к самостоятельному существованию, в то время как материальное может существовать лишь в качестве противоположности духовному в качестве его проявления.

Решение проблемы единства и многообразия

  • Шри Ауробиндо критикует идею майа вада Адвайты Веданты, и решает проблему связи между невыразимым единым Брахманом и миром множественности, помещая между ними переходную ипостась — Сверхразум . Сверхразум в философии Шри Ауробиндо — это активный принцип, это Единый Разум, в котором наши индивидуальные сознания и тела предстают как манифестация множественности — являют множество маленьких частиц.

Новое понимание Эволюции

  • Одним из самых выдающихся новшеств, привнесенных Шри Ауробиндо в философскую мысль Веданты , является новое изложение концепции космической и человеческой эволюции. Философия Санхьи изложила свою теорию эволюции несколькими веками ранее, однако Ауробиндо отверг материалистические представления об эволюции в философии Санхьи и Дарвина и развил концепцию интегральной эволюции духа и материи, основанную на нисхождении Божественной силы в Материю и последующей трансформации Материи.
  • Согласно эволюционной теории Шри Ауробиндо человечество как форма существования не является конечным пунктом эволюционной иерархии, но, посредством интеграции с Божественным, может быть вовлечено в последующее духовное существование, преодолевающее существующие материальные ограничения, выходящее за пределы неведения к состоянию Супраментального существования . Это состояние, согласно Шри Ауробиндо, станет Божественной жизнью на земле, которой будет сопутствовать знание, истина, а также субстанция и энергия Супраментального сознания

Духовный опыт Шри Ауробиндо

Духовный опыт Шри Ауробиндо синтезирован в его многогранной философской системе Интегральной йоги , целью которой является не только освобождение человеческого сознания, но также глубокая трансформация самой его природы.

Шри Ауробиндо начал свою практику йоги в 1904 году. Собрав основные элементы духовного опыта, полученные разными путями, которым до настоящего времени следуют в Индии, он продолжил поиск более интегрального пути, объединяющего и гармонизирующего два полюса существования — Дух и Материю .

Большинство традиционных систем йоги предлагают путь реализации Духовного существования через уход от материальной физической жизни; восхождение Шри Ауробиндо к Духу имеет целью трансформацию самой человеческой природы через привнесение света и сознания в Материю.

Согласно Интегральной йоге, настоящее существование человека в материальном мире является жизнью в невежестве и бессознательности, но даже в её темноте и незнании существует присутствие Божественного . Созданный материальный мир — это не ошибка, которую нужно отвергнуть душой, устремленной к небесам или Нирване, но важнейший эволюционный уровень, делающий возможным последующее развитие духа. Духовная работа в материальном мире является тем ключом, с помощью которого должно быть открыто растущее Божественное Сознание в Материи.

Общепринято воспринимать человеческий ум как самый высокий уровень, достигнутый на современном эволюционном этапе развития природы. Согласно Интегральной йоге, ум — это не конечная точка развития сознания. Существуют планы сознания выше и ниже человеческого уровня — это супраментальный и субментальный планы. Однако человеческий ум не имеет с ними контакта и не может охватить всех возможных диапазонов сознания, точно так же как человеческое зрение не может охватить все цветовые оттенки, а человеческий слух — все уровни звука. Последующая эволюция человека заключается именно в том, чтобы стать сознательным существом на всех уровнях и планах существования. Реализация этой эволюции является главной целью Йоги Шри Ауробиндо.

Интегральная йога подчеркивает индивидуальность каждого человеческого сознания и не ограничивает практикующих каким-либо определённым набором правил для реализации йогического опыта, давая лишь основные направления и разъясняя основные трудности пути. Йогическое устремление через работу, медитацию, любовь, преданность и открытость Божественному сознанию, согласно опыту Шри Ауробиндо, является движущей силой для преобразования сознания и трансформации человеческой природы.

Интегральная йога давно привлекает внимание поклонников эзотерики за счёт комбинации техник, включая расслабляющие и динамические практики.

Медитация Шри Ауробиндо, создателя этого уникального направления, позволяет добиться невероятных результатов, в том числе духовной трансформации и долголетия. Сторонники такой йоги достигают максимального единения с Божественной силой благодаря стабильно концентрации сознания и работе с чакрами.

От революции к релаксации

Шри Ауробиндо родился во второй половине XIX века в семье хирурга и дочки религиозного деятеля. Своё детство он провёл в Англии, получая отличное образование, которое впоследствии помогло ему в развитии талантов поэта и философа.

По возвращении в Индию Ауробиндо занимался изучением санскрита и священных книг древности. В начале XX в. Шри присоединился к национально-освободительному движению и стал активно участвовать в политическом самоопределении страны.

Через некоторое время, пройдя даже через 2 ареста из-за преданности собственным взглядам, будущий духовный гуру решил укрепить свои знания в йоге и даже смог достичь нирваны благодаря советам своего наставника. Впрочем, ещё в тюрьме Ауробиндо переживал мистические откровения и постигал способы достижения сверхразума.

С 1910 года начинается плотная работа молодого человека в духовной сфере. Шри изучает уровни сознания и пытается найти интегральный путь достижения ментального опыта, при котором можно было бы сочетать Материю с Духом. Итогом многолетних трудов стало создание Интегральной йоги.

В 1914 г. Ауробиндо познакомился с будущей продолжательницей своего дела — Мирру Ришар. Он, как и миллионы последователей данной йоги, стал именовать ее Матерью. Именно эта женщина занималась образованием учеников в Пондишери, а потом стала возглавлять и весь Ашрам.

В это время Шри написал множество своих выдающихся трудов: философские трактаты, работы по йоге и Веде, эссе. С 1926 г. Ауробиндо принял решение уединиться и посвятить себя духовных практикам. В 1950 г. гуру ушёл из жизни, оставив после себя поэтический эпос. В целом же библиография Шри насчитывает свыше 30 книг.

Основы учения и йоги

Чтобы подготовиться к медитации по Ауробиндо и иметь соответствующий настрой, для начала стоит разобраться, какие вообще результаты по итогам этой практики возможны.

Шри считал, что эволюция не закончилась на создании человека, поэтому люди — не более чем ментальные существа в переходной форме, которые должны попытаться достичь высшего уровня сознания.

Именно на супраментальной стадии возможно трансформация всей человеческой сущности, включая и генетический код. Именно для изменения природы людей и освобождения сознания была создана Интегральная йога.

Существенным отличием этого направления является попытка Ауробиндо привнести свет в Материю, чтобы взойти к Духу, поскольку физический мир не ошибка, а тоже проявление Божественного. Поэтому гуру не предлагал отвергать сердцем материальную среду, а советовал вести в ней интенсивную духовную деятельность.

Задача каждого человека- приблизить эволюцию, чтобы стать сознательным существом на уровне супраментальном и субментальном. Интегральная йога не требует приверженности конкретным правилам, она только помогает справиться с трудностями и подсказывает, как действовать дальше. В частности, движущими силами трансформации человеческого сознания и природы являются любовь, преданность Божественному, работа и, конечно же, медитация.

Сущность медитации по Ауробиндо

Гуру рассматривает глубокую медитацию как созерцание одного образа, идеи или объекта, направленное на образование знаний в уме путём его концентрации. Ментальное сосредоточение на чём-либо может быть также проведено в условиях самонаблюдения, когда ум освобождается от мыслей. Если же есть желание совмещать все методики, надо проявлять волю и значительное упорство.

Ауробиндо различает концентрацию в Йоге и медитацию. В первом случае речь идёт о расширении объекта, мысли, мантры и т.д. Чаще всего йоги концентрируют внимание в области внутреннего ума — между бровями, но также разрешается фокусироваться на сердечном центре, в области груди. Концентрация показывает, что сознание просто фиксируется на каком-то состоянии или движении.

Медитация, напротив, говорит о взгляде внутреннего ума на вещи с целью получения знаний. В процессе концентрации человек собирает сознание в одной точке или обращается к предметам. Медитативные практики никакой собранности не требуют, им достаточно иметь спокойный ум, чтобы рассматривать, что происходит в голове при взгляде на предмет.

В качестве объекта для медитации можно выбирать, что соответствует высоким стремлениям человека и его природе. Идеальным вариантом выступает Бог, который может быть личностным или бесформенным. Именно идея Абсолюта, проявленного во всём, охватывает все другие мировые истины.

Наиболее полезными условиями для медитации во внешнем аспекте выступают уединение (одиночество) и неподвижность тела.

Но это необязательные нюансы, которые отходят на второй план, если практика вошла в привычку.

С точки зрения Ауробиндо, гораздо важнее обратиться к внутренним моментам медитации: концентрации воли и чистоте с тишиной в сознании. При этом влияние на человека не должны оказывать сон, беспокойство, нетерпение, забывчивость, блуждания ума. Должна существовать внутренняя свобода от любых негативных эмоций.

Избавиться же от тревожных размышлений можно за счёт сторонних наблюдений или предоставления им некой свободы до полной их остановки. Иногда можно вовсе откидывать мысли ещё до того, как они проникнут в голову.

Самой естественной позой в контексте сконцентрированной медитации является сидячее неподвижное положение. Гулять и стоять можно только после достижения полного покоя в сознании, после воспитания внутренней пассивности. Также разрешается и лежачая поза, но она может разрушить собранность и сделать человека инертным.

После завершения медитация собранность нужно сохранять некоторое время, потому что несерьёзное отношение к практике не позволит сохранить позитивные результаты. Однако следует помнить, что напряжение и сосредоточенность не являются тождественными понятиями.

Даже самая хорошая медитация не может длиться целые сутки, потому что есть и другие важные деятельности в Йоге, которые позволяют раскрывать смысл существования человека в этом мире. Вполне достаточно выделять себе каждый день по полчаса, и тогда привычка входить в состояние сосредоточенности быстро сформируется в сознании.

Если же постоянно затягивать с медитациями, есть риск превратить занятие в неискреннее и механическое действие, которое перестанет иметь особое, сакральное значение для человека. В целом, продолжительность практики важна только для создания меры привычки. Помните, что у любой работы над собой есть пределы, поэтому надо вовремя уметь остановиться.

Виды медитаций у гуру

Активная медитация

Это прослеживание идеи до момента конкретных результатов. Медитируют таким образом писатели и люди, решающие насущные проблемы. Сознание контролирует наши мысли, которые стремятся вторгнутся в его сферу. Активная медитация — это ежесекундная попытка человека останавливать работу ума по реализации желаний.

Такая практика доступна в любых условиях и делится на три разновидности:

  • Взгляд на мысли и наблюдение человеческого ума. Нужно просто не дарить своим размышлениям поддержку и позволить им зайти в тупик, т.е. истощиться.
  • Изучение мыслей как чужих. Следует встать за размышлениями как свидетель и отказать им в одобрении. Позвольте своему уму разделиться на две части: область ментального свидетельствования и объект самого наблюдения.
  • Обнаружение источника мыслей. Если мысли поступают из внешнего пространства, их нужно постепенно, но быстро отсекать.

В основе каждой техники лежит метод без усилий, т.е. простое наблюдение.

Трансформирующая медитация

Сущность этой практики в сохранении полного спокойствия и безмятежности. Нужно просто сосредоточиться и собрать сознание в одно целое, при этом изолировавшись от внешнего интересного мира. В такой технике важно зажечь в себе внутреннее пламя стремления, которое поможет достигнуть высшей своей точки без жажды итоговых результатов.

Радость устремления просто растёт за счёт постоянной концентрации.

Динамическая медитация

Это направление противоположно по своей сути идее статической практики, поскольку в нём не приветствуется неподвижность или инертность человека. Напротив, целью занятий ставится именно преобразование сознания, способа существования.

В рамках такой медитации большое значение приобретает стремление человека и его причины релаксации. Такую практику осуществляют исключительно для развития человека.

Дхьяна — медитация по Ауробиндо

Духовный гуру не приветствовал сложные практики в форме тщательного наблюдения за тонким энергетическом каналом или визуализации в чакрах.

Кроме того, Шри негативно относился к дыхательным упражнениям, которые могут привести к расстройствам при неправильном выполнении. Поэтому Ауробиндо разработал собственный метод медитации — открытие себя Божественной Силе-Сознанию. Эта мощь сверхсознательного типа поступает в тело йога и тоже делает его божественным.

Дхьяна стандартная

Найдите уединённое бесшумное место и займите сидячую позу на стуле или коврике. Старайтесь не двигаться, чтобы воспринимающий ум активировался. Также попробуйте максимально развить в себе стремление к самопознанию. Понаблюдайте за мысленный потоком со стороны.

Ваша цель — приостановить ментальную активность.

Как этого добиться? Нужно либо постепенно увеличивать временной период между новыми мыслями, либо сразу открыть Сверхсознательную область над головой. Вторая техника для начинающих слишком сложна, она требует от пары недель до нескольких лет практики.

Теперь нужно переходить к стадии концентрации. Основными центрами для сосредоточения в интегральной йоге являются середина груди — Духовное сердце — и область над макушкой — зона трансцендентального сверхсознания и источник сознательной силы Шакти.

В месте Духовного сердца концентрация даёт ощущение Божественного индивидуального Я, связанного с чувством бессмертия и полной свободы. В Сархасрадала-чакре, т.е. над головой, сосредоточение приводит к открытию изначальной силы Матери Мира и трансцендентального аспекта Творца.

Именно фокусировка на этих центрах, их созерцание в процессе безмолвной молитв позволяет осознать переживания как нечто естественное для истинного Я.

  1. Итак, сосредоточьте внимание на Духовном сердце, сохраняя эмоции и мышление в пассивном состоянии. Созерцайте внутреннего Бога. Когда произойдёт утверждение в собственной искренности, сфокусируйтесь над областью выше головы.
    Раскройтесь Божественному сознанию как цветок или чаша, позвольте разуму и эмоциональному наполнению преобразиться в более высокие формы. Слушайте свои телесные вибрации, внимайте новым ощущениям и переменам сознания. Попросите у Неба иное Сердце и другой Ум.
  2. Чтобы перейти на следующую стадию медитацию, нужно тренироваться некоторое время, а может быть даже и годы. Главное, почувствовать, что Сила-Сознанье наконец-то дала ответ и нисходит на вас, преображая разум и даруя телу радостные потоки. В области живота Божественная Сила работает с энергетическим полем жизни, а в зоне ног — с подсознанием.
    Точно так это Сознание меняет и ваше окружающее пространство, расширяя физические границы тела. Теперь можно перейти к слиянию с Космическим Сознанием.
  3. Раскройтесь Матери и следите, как раскрывается разум, энергетическое тело. Шакти будет вести работу и с вашей телесной оболочкой, а ваша задача в это время — подниматься своим сознанием как можно выше. Вы будете видеть пространство над собственным телом.
    Учтите, что такие Высшие уровни требуют сознательной работы лишь после благословения от гуру.

Старайтесь ощущать территорию перед телом, позади него, по бокам. Пусть высочайшие вибрации распространяются на организм и уходят ниже. Попробуйте объединить эти области сознания, чтобы получить цельное Всенаправленное Сознание или Маха Бинду. В таком состоянии вы не будете ограничены какими-то рамками, приёмами, объектами для концентрации. Вы освоите Сахаджу — естественное состояние преображённого Сознания без каких-либо усилий.

Добившись этого состояния, можно переходить к динамичным медитациями.

Дхьяна многоуровневая

Задача данной практики — добиться максимальной самоотдачи для раскрытия планов человеческого существа. Индивид вступает в контакт с Шакти, и Божественная Сила замещает обычные виды сознания Сверводительством.

  1. Внутренне обратитесь к Творцу, посвящая свои действия ему. Примите позицию с ровным позвоночником и сосредоточьтесь на Сахасраре (зоне над макушкой). Раскройте эту область, как цветок лотоса. Сфокусируйтесь на нисходящей энергии Божественного Сознания и не забывайте об искренности обращения ко Всевышнему.
  2. Теперь нужно последовательно раскрывать несколько планов сознания:
  • Высший разум (верхний Буддхи) — расположен в макушке и нужен для осознавания Истины.
  • Нижний разум (нижний Буддхи) — находится между бровями и помогает с помощью стройного логического мышления в совершенстве постигать феноменальные истины мира.
  • Также надо раскрыть пространство вокруг Буддхи и, не теряя концентрации сознания, побыть в таком состоянии пару минут.
  • Манас (ум воспринимающий) — скрыт в области от нижнего Буддхи до груди и представляет собой способность первичной рефлексии и восприятия внешнего мира. Это также отражение всех органов чувств человека.
  • Пространство сбоку от Манаса, позади и впереди. Позвольте энергии Сознания заполнить все эти места. Продолжайте концентрироваться на источнике над головой.
  • Шакти Читту (сознание базовое) — размещёно в теле человека между сердцем и пупком. Это эмоциональные переживания человека и его навыки памяти. Также надо затронуть пространство вокруг сердца и Читты.

3. Теперь нужно раскрывать пять основных энергий человека, его праны, при этом помня о важности сохранения концентрации:

  • Удана вайю — связующий канал между жизнью Духа и физическим существованием, который двигается ввысь вдоль тела, но скапливается между шеей и макушкой.
  • Прана вайю — дыхание жизни, приносящее универсальную силу в тело. Расположено в верхней половине организма, а центрируется в дыхательной системе.
  • Самана вайю — регулятор праны и апаны, а также витальных сил, посредник в пищеварительном процессе, находящийся в центре тела.
  • Апана вайю — дыхание смерти, отбирающее витальную силу, участник выделительных процессов тела. Находится в нижней половине человека.
  • Вьяна вайю — питание тела и распределение энергии. Отвечает за циркуляцию крови и движение пищи.

Старайтесь по очереди интегрировать все праны с Источником Силы над макушкой и обязательно удерживайте все области раскрытыми.

4. Вернитесь к области над головой. Удерживайте сосредоточение, помните про искреннюю самоотдачу Шакти. Не забывая про планы сознания и праны. раскройте своё физическое тело для Божественной Силы:

  • Кожа.
  • Внутренние органы.
  • Мышечная ткань.
  • Кости.
  • Суставы и сухожилия.
  • Всё тело.

Необходимо ощутить, что Свет мягко прикасается ко всем поверхностям постепенно, проникает в них и подпитывает. Он начинает попадать в кровеносную систему, циркулирует по сосудам и венам. Затем Свет заполняет и все системы органов. Ваше тело полностью проходит через Светоносную Энергию, которая несёт преобразования. Раскройтесь этой мощи,но удерживайте сосредоточенность

5. Вернитесь к чакре над головой. Удерживаете раскрытие тонкого и физического тел. Почувствуйте, что Свет снаружи и внутри. Кроме этого Светоносного пространства ничего не существует. Откройте глаза. Удерживайте концентрацию ещё несколько минут. Посвятите свои итоги медитации Творцу и закончите занятие.

Эффективность медитации Шри Ауробиндо

Если выполнять медитацию Дхьяна регулярно и соблюдать все рекомендации Ауробиндо, можно достичь существенных результатов:

  • Восстанавливаются проблемные функции организма;
  • Преодолевается сонливость и болезненность;
  • Мыслительный поток лучше поддаётся контролю и останавливается при необходимости;
  • Растёт сила концентрации и её четкость;
  • Пространство расширяется во внутреннем и физическом мирах;
  • Появляется состояние беспричинной радости и лёгкости, ощущение чистоты;
  • Развиваются интуитивные знания о любых объектах;
  • Есть возможность повлиять на окружающие обстоятельства за счёт Сознания. Такие навыки называют Айшварья Сиддха.

Серьёзные изменения можно заметить уже и в процессе самой медитации. Так, активация Сахасрары происходит с ощущением прохладного ветерка над макушкой. Кроме того, тело как будто растворяется, а Творец заполняет всё существующее вокруг. Внутри же ощущаются волноподобные движения, растёт чувство закручивания чего-либо.

Если ни один из итогов медитации не был достигнут по истечении длительного времени, вероятно, причина кроется в отклонении от главного постулата, т.е. от посвящения процесса Богу. Такая ошибка приводит к росту негативных установок, которые мешают развитию человека в системе йоги. Также серьёзным нарушением выступает занятие медитацией ради корыстных интересов, обычного любопытства, стремления к божественным способностям.

Помимо масштабных проблем в медитативной практике причиной медленного прогресса может также служить низкая концентрация, неумение оставить ум без мыслей. В таком случае, помимо уже указанных советов от гуру, полезно воспользоваться медитацией “Безмолвный колокол”. Уделите полчаса прослушиванию колокольного звона и старайтесь созерцать Сахасрару. Удерживайте внутреннюю тишину сначала во время ударов, а потом между ними.

Медитация Шри Ауробиндо — прекрасный способ работы с энергией и снятия эмоционального перенапряжения. По сути, созданная индийским наставником практика очень простая, но в ней кроется одна трудность. Дело в том, что ментальное озарение свойственно человеку только в рамках первых медитативных занятий.

Со временем медитации перестают быть спонтанными, а взаимодействие с Божественным отходит на второй план. Задача человека в том, чтобы научиться терпению и понять, что метод требует достаточного временного периода для изменения природы. Таким образом, эмоциональная часть людей должна учиться быть спокойной и открытой для сверхсознания в любой момент.

Никита / 12.02.2019 Конечно, работы Шри Ауробиндо очень интересны и познавательны. Но и здесь всё не так однозначно. Потому что, например, Агни Йога серьёзно предупреждает о вреде и опасности методов духовного развития, используемых в Индии. В Агни Йоге сказано, что эти методы не только не способствуют духовному развитию, но и вредят энергетике человека, создают опасность психических болезней и одержания.
Обычно европейцы считают хатха-йогу полезной и безопасной физкультурой. Но в Агни Йоге сказано, что в Индии каждая асана хатха-йоги выполняется с усиленной концентрацией энергии на той или иной чакре. И такая насильственная активизация чакр чрезвычайно вредна! Это мощная энергия Агни, и чрезмерное нагнетение её к чакре может быть опасным.
Также говорится о вреде пранаямы.
В Агни Йоге сказано об индийских йогах, которые на улице демонстрируют прохожим свои способности, собирая за это деньги – что это не имеет отношения к истинному духовному развитию, которое никогда не совершается ради денег или на потеху толпы.
Я бы сравнил индийских учителей духовного развития с культуристами. Культуристы непомерно качают мускулы, до уродства, используя допинги и гормоны – и разрушают своё физическое здоровье. А индийские гуру точно так же стараются любой ценой накачать духовные «мускулы» и разрушают своё духовное здоровье.
Конечно сейчас, йога стала очень популярной и распространённой на Западе. Во многих странах Европы, Северной и Южной Америк и у нас в России появилось огромное кол-во залов, фитнес-центров для занятий йогой.
Но популярность и распространённость ещё не значит, что этот метод лучший и самый эффективный.
Я задумался над таким вопросом: А НАСКОЛЬКО ЙОГА КАК МЕТОД ДУХОВНОГО И ФИЗ. РАЗВИТИЯ ПОДХОДИТ ЗАПАДНОМУ ЧЕЛОВЕКУ? Конкретно американцу?! Конкретно англичанину?! Конкретно французу?! Конкретно русскому человеку?! И т.д.
Ведь йога была разработана как способ духовного и физического развития целиком и полностью для восточного человека. Исключительно так. Конечно, какие-то упражнения из йоги подходят для западных людей, но во всём остальном насколько это всё верно и правильно?! И насколько это пригодно для людей иной культуры, иного менталитета, иного климата?
Более того. Наука давно уже доказала, что у индусов совершенно иное строение скелета, совершенно отличное от скелета и телостроения западных людей. И неоднократно были зафиксированы такие случаи, когда европейцы, позанимавшись йогой растягивали сухожилия, повреждали связки и даже ломали суставы и прочие кости скелета. Оставаясь, таким образом, инвалидами на всю оставшуюся жизнь. И это ещё одна из причин, по которой йога очень вредна.
Если рассуждать дальше. То опять же, можно задуматься над тем, а насколько подходят индусские религиозно-эзотерические учения (Адвайта-Веданта, Двайта-Веданта, Вишишта – Двайта, Миманса. Ньяя, Вайшешика и т.д) западным людям, европейцам и русским в том числе. Ведь эти учения были настроены и заточены под совершенно иную культуру, менталитет и образ жизни. Конечно, они очень интересны, их познавательно изучать для общего развития и расширения кругозора. Но, насколько они приемлимы и подходящи для западного человека? Может ли он жить по ним?! Может быть, и может, но во что это выльется?! Это интересный вопрос.
Сильно сомневаюсь в том, что методы физического и духовного развития Востока могут быть полностью и с успехом переняты людьми Запада. Причём, интересно, что сами гуру Востока придерживаются того же мнения.))))))) То, что они демонстрируют туристам, приезжающим с Запада за «духовным просветлением» - это именно аттракцион, который имеет цель собрать с иностранцев побольше денег. Ведь на Востоке считается, что постичь всё это может только тот, кто рождён на Востоке в соответствующей семье.
В этом смысле очень наивно выглядят наши кришнаиты, которые игнорируют тот факт, что сами индусы не считают их своими братьями по вере.
На Земле очень много различных национальных и этнических групп. Все они очень отличаются от друга. И даже религия не всегда влияет на это! Например, на Кавказе есть мусульманские, а есть христианские народы – но по сути, это ничего не меняет: у них сходные традиции, характер, отношение к женщинам и т.д.
Так же есть и арабы-христиане. Однако это всё равно арабы! И ведут они себя соответственно – это заметно, когда по ТВ показывают праздник Пасхи в Иерусалиме.
У индусов особый взгляд и поведение. И вряд ли европейцы и американцы смогут это по-настоящему понять и почувствовать.
Понятно, что физическое строение тела тоже имеет свои особенности. Думаю, мы что-то можем перенять из восточной гимнастики – но не всё, и только в адаптированном виде.


Самое обсуждаемое
Как избавиться от кашля при помощи дыхательной гимнастики Зарядка от кашля для детей Как избавиться от кашля при помощи дыхательной гимнастики Зарядка от кашля для детей
Возрождение норм гто в россии Испытания по выбору гто Возрождение норм гто в россии Испытания по выбору гто
Ременные головы и шеи Части ременной мышцы Ременные головы и шеи Части ременной мышцы


top