Как вылечить бронхит и избавиться от кашля быстро? Как избавиться от кашля при помощи дыхательной гимнастики Зарядка от кашля для детей.

Как вылечить бронхит и избавиться от кашля быстро? Как избавиться от кашля при помощи дыхательной гимнастики Зарядка от кашля для детей.

Алла Саламатина
Как избавить ребенка от кашля с помощью дыхательной гимнастики

Для того чтобы помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем , нужно научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает , то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос , вы поможете ему избавиться от частых насморков , гриппа, ангины и т. п.

Игровой комплекс дыхательной гимнастики

Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру , речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

Выполнять лучше до завтрака или после ужина.

Итак, проветрите помещение и приступайте.

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.

Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

Упражнение 2. НАСОС.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.

Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.

Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.

Как машинка гудит? Би – би. Би – би.

Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.

Можно ещё попеть гласные звуки : о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Упражнение 4. САМОЛЁТ.

Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха :

Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)

Отправляется в полёт (задерживает дыхание )

Жу- жу -жу (делает поворот вправо)

Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)

Я налево полечу (поднимает голову, вдох)

Жу – жу – жу (делает поворот влево)

Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки) .

Повторить 2-3 раза

Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.

Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.

У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох)

У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)

Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)

Он же к ней не попадёт.

Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 6. ВЕТЕРОК.

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками) .

Повторить 3-4 раза.

Упражнение 7. КУРОЧКИ.

Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим : «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.

Упражнение 8. ПЧЁЛКА.

Покажите ребенку , как нужно сидеть : прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.

Пчёлка сказала : «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим : ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим)

Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).

Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое .

Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.

Предложите малышу «покосить траву» : ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.

Зу-зу, зу-зу,

Косим мы траву.

Зу-зу, зу-зу,

И налево взмахну.

Зу-зу, зу-зу,

Вместе быстро, очень быстро

Мы покосим всю траву.

Зу-зу, зу-зу.

Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.

Вот пример еще некоторых упражнений, их всегда можно комплектовать и чередовать по-своему.

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так» . Повторять 10–12 раз.

Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая , громко произносить «п-ф-ф» . Повторить 4–5 раз.

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая , произносить «ку-ка-ре-ку» . Повторить 5–6 раз.

Каша кипит

Сесть, одна рука на животе, другая - на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании - выдох. Выдыхая , громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф» . Повторить 3–4 раза.

Паровозик

Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух» . Повторять в течение 20–30 с.

На турнике

Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох, палку опустить назад за голову - долгий выдох. Выдыхая , произносить «ф-ф-ф-ф-ф» . Повторить 3–4 раза.

Шагом марш!

Встать прямо, гимнастическая палка в руках . Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага - вдох, на 6–8 шагов - выдох. Выдыхая , произносить «ти-ш-ш-ше» . Повторять в течение 1,5 мин.

Летят мячи

Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая , произносить «у-х-х-х-х» . Повторить 5–6 раз.

Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону - выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с» . Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.

Регулировщик

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р» . Повторить 5–6 раз.

Вырасти большой

Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая , произносить «у-х-х-х-х» . Повторить 4–5 раз.

Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м» .

Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох, произносить «т-у-у-у-х-х» . Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.

Гуси летят

Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны - вдох, опустить вниз - выдох, произносить «г-у-у-у» .

Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны - вдох, медленно опустить вниз - длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с» . Повторить 3–4 раза.

Эти упражнения дошкольники могут выполнять утром и в середине дня. В летнее время - лучше на воздухе во время прогулки.

Хотите узнать как и чем заниматься с ребенком от самого рождения для полноценного развития малыша? Рекомендую сборник развивающих игр и занятий с ребенком . В нем вы найдете множество игр и занятий с ребенком для развития всех его способностей. Эти игры просты, не требуется сложных пособий и материалов для их проведения. Но они помогают сделать обычные занятия и прогулки с ребенком полезными и интересными.

Рецепт недели

Рецепт лечения от поноса :

При поносе у детей использовать настой плодов боярышника. Залить 5 г сухих плодов 1 стаканом горячей воды, кипятить 10 минут, настаивать 30 минут, процедить и кипяченой водой довести объем до исходного. Давать детям по 1 столовой ложке 3 раза в день.

Говорят дети

Папа купил своему четырехлетнему сынишке детские гантели - пусть дитя к спорту приучается. Ребенок , к огромному умилению родителя, радостно скакал с ними по квартире весь день. А вечером, укладывая сына спать, папаша заметил, что одну гантельку малец прихватил с собой в кровать.

Спрашивает :

Сынок, тебе так понравилась новая игрушка, что ты будешь с ней спать?

Да, папа.

А зачем?

А когда ты меня утром будить будешь, я ей тебе в глаз дам!

Папа спрашивает :

У вас в садике дерутся?

А из-за чего?

Из-за игрушек.

А кто у вас самый сильный?

Воспитательница.

Вашему малышу нет еще года? Подпишитесь на бесплатный миникурс «Развитие ребенка первого года жизни по месяцам» . Из него Вы узнаете как развивается Ваш малыш в каждый конкретный месяц жизни и о том, чему нужно уделять внимание в первую очередь.

Материал с сайта http://subscribe.ru/archive/home.child.baby2000/201202/12112325.html

Выполнение упражнений дыхательной гимнастики очень полезно при лечении кашля любой этиологии. Методика способствует быстрому выздоровлению, поскольку помогает очистить воздухоносные пути от мокроты в максимально короткие сроки.

Кроме того, гимнастика укрепляет не только дыхательную, но и сердечно-сосудистую систему, усиливает защитные свойства организма.

Важно отметить, что упражнения необходимо выполнять регулярно и под контролем медицинского персонала (либо после соответствующего обучения).

Только в подобных случаях можно рассчитывать на выраженный эффект от их использования.

Упражнения для дыхания при кашле способствуют усилению легочной вентиляции, насыщению тканей кислородом и другими полезными веществами.

Мокрота выводится намного быстрее, что сокращает срок приема лекарственных средств.

Ускоренная эвакуация секрета способствует элиминации патогенной микрофлоры. Это препятствует застою в органах дыхания и возникновению осложнений.

Дыхательная гимнастика укрепляет мышцы грудной клетки и голосовые связки. У пациентов детского возраста улучшается четкость речи. Также упражнения усиливают репаративные процессы слизистой оболочки органов дыхания.

Регулярная гимнастика улучшает ток крови и лимфы в сосудах, что также обеспечивает вывод патогенных микроорганизмов, насыщает органы кислородом и питательными веществами . По этой причине дыхательные упражнения представляют пользу не только для воздухоносных путей, но и для органов пищеварительного тракта, сердечно-сосудистой системы, при нарушениях обмена веществ, остеоартрозах и остеоартритах.

Противопоказания к выполнению

Данный вид лечебной физкультуры не рекомендуется в период беременности и грудного вскармливания .

Также не следует прибегать к этой методике в случае наличия следующих патологий:

  1. Артериальная гипертензия.
  2. Заболевания органа зрения (близорукость, катаракта, глаукома).
  3. Высокая температура тела, любые интоксикации.
  4. Онкологические процессы.
  5. Психические патологии.
  6. Тромбоэмболии.
  7. Различные кровотечения.

Не следует выполнять гимнастику в тех ситуациях, когда зафиксировано нахождение инородного тела в непосредственной близости с крупными артериями или венами, также нервными стволами.

Какие упражнения делать при кашле у взрослых и детей

При выполнении любого упражнения может возникнуть кашель легкой степени, что не представляет опасности. Помещение, в котором находится пациент, должно регулярно проветриваться и убираться, но при этом во время самой гимнастики окна должны быть закрыты.

Для взрослых пациентов

Методика подходит для пациентов как с сухим, так и с влажным кашлем. Дыхательная гимнастика при кашле у взрослых выглядит следующим образом:

Предварительно пациенты проходят обучение под контролем медицинского персонала, чтобы затем выполнять все правильно в домашних условиях.

Для детей

Родителями важно знать, какие упражнения делать ребенку при кашле. Взрослые должны контролировать маленьких пациентов, помогать в правильном выполнении. Комплекс упражнений для детей:

После этого ребенку следует бегать вокруг комнаты, взмахивая руками как крыльями. Темп постепенно замедляется, больной переходит на ходьбу.

Родителям важно знать, что физические упражнения при кашле у детей осуществляются за 1 час после или 2 часа до приема пищи . Если в процессе появляется кашель, необходимо прочистить воздухоносные пути и только после этого продолжить процедуру.

Бронхит - это серьёзное заболевание нижних дыхательных путей, особенно опасное для ребёнка. Прививки от данной болезни не существует, потому что она имеет обширную этиологию. Проще говоря, бронхит является следствием таких заболеваний, как грипп, ОРВИ и т. д. Лечение бронхита продолжительно, не последнюю роль в нём играют массаж, дыхательные упражнения и гимнастика.

Основные принципы лечения бронхита у ребёнка

Практически все болезни верхних и нижних дыхательных путей, в том числе и бронхит, передаются воздушно-капельным путём. Такие заболевания нельзя лечить самостоятельно, все препараты и рекомендации по лечению вашему ребёнку должен назначить врач-терапевт.

Для борьбы с бронхитом необходима комплексная терапия

В первую очередь важно помнить, что во время болезни родители должны обеспечить ребёнку покой - хотя бы первые несколько дней. Это не значит, что все время нужно заставлять малыша лежать в кровати, но и заниматься физическими упражнениями, бегать и прыгать тоже не стоит. Также необходимо обеспечить малыша обильным питьем.

В 90% случаев терапевт назначает лечение антибиотиками, чтобы избежать возможных осложнений, рекомендует муколитические препараты, обеспечивающие отхождение мокроты. Однако не только медикаменты могут помочь маленькому пациенту - для облегчения его состояния не следует пренебрегать массажем, дыхательными и физическими упражнениями.

Массаж

Массаж во время бронхита способствует отхождению мокроты. Делать его можно в домашних условиях – освоить технику выполнения под силу любому родителю.

Вибрационный

Уложите ребенка на колени и выполните простукивания в области бронхов

Наиболее известным является вибрационный массаж, его советуют практически все. Такой вид массажа особенно эффективен при острой форме бронхита – помогает отхождению мокроты, которая в больших количествах может скапливаться в бронхах. Суть вибрационного массажа заключается в ритмичном постукивании ребёнка по спине в области бронхов.

Вибрационный массаж можно проводить даже при острой стадии болезни, но всё же стоит воздержаться от процедуры, если температура тела у ребёнка очень высокая.

  1. Следует положить ребёнка животом к себе на колени таким образом, чтобы свешивались только голова и ноги, туловище должно полностью лежать на коленях.
  2. Необходимо создать небольшой наклон в сторону головы. То есть свою ногу, которая стоит дальше от головы ребёнка, поставьте на какую-нибудь возвышенность. В этом случае мокрота при массаже под действием силы тяжести не будет скапливаться в нижних отделах бронхов, а естественным путём будет стремиться наружу.
  3. Простукивание необходимо совершать нижней тыльной стороной руки, сжатой в кулак. Простукивается только область бронхов, не нужно без дела стучать ребёнка по спине. Ни в коем случае нельзя задевать позвоночник. Такая схема предпочтительна для детей старше одного года.

Если ребёнок грудной, то стучать нужно ещё осторожнее. Для грудничка массаж выполняется следующим образом:

  1. Положение малыша на коленях остаётся тем же.
  2. Следует положить левую руку на область бронхов ребёнка и двумя пальцами правой руки (средним и указательным) аккуратно постукивать по своей руке.
  3. Стучать нужно ритмично, но не очень сильно. Процедура длится около минуты, затем нужно дать ребёнку прокашляться. Если самочувствие больного позволяет, можно повторить процедуру до трёх раз.

Мастер-класс от доктора Комаровского - видеоролик

Дренажный

Уложите ребенка на мягкий валик или подушку и растирающими движениями проработайте область бронхов

Дренажный массаж проводится при острой и обструктивной формах бронхита. Положительно влияет на отхождение мокроты и облегчает кашель.

  1. Необходимо положить ребёнка животом на мягкой валик (можно сделать из одеяла или взять длинную узкую подушку) и хорошо растереть спину до красноты, главное - не поранить кожу. Растирать нужно область бронхов, не задевая позвоночник.

    Чтобы уменьшить болезненные ощущения лучше намазать спину детским кремом.

  2. Затем подушечками пальцев пройтись по межрёберным впадинам снизу вверх.
  3. После этого своей рукой, сжатой в форме лодочки (ладонью внутрь), простучать область бронхов в течение минуты. Дать ребёнку хорошо прокашляться и повторить процедуру 2–3 раза.

Начинать процедуры следует не раньше чем через 4 дня после улучшения самочувствия, чтобы не спровоцировать дополнительное воспаление. Если у ребёнка поднялась температура, то сеансы следует прекратить.

Техника выполнения массажа - видео

Точечный

Точеченый массаж лучше доверить специалисту, так как определить нужные точки довольно сложно

Точечный массаж основан на принципе воздействия на определённые точки на теле человека. При остром и хроническом заболевании зоны воздействия немного отличаются. Они расположены практически по всему телу: на шее, за ушами, под коленями и так далее. Такой вид массажа лучше доверить специалисту, чтобы не навредить крохе.

Медовый

Медовый массаж нельзя проводить при острой форме заболевания и при высокой температуре

Мёд является природным антисептиком, при этом он оказывает противовоспалительное, успокаивающее и иммуностимулирующее действие. Медовый массаж напоминает дренажный – он имеет схожий принцип выполнения.

  1. Необходимо положить ребёнка животом на мягкий валик, разогреть спину руками, затем нанести на область бронхов пчелиный мёд и растирать спину уже с мёдом.
  2. По мере растирания мёд будет густеть. Когда он станет очень липким, и невозможно будет продолжать растирание, нужно перейти на технику прилипания-отлипания рук от тела.
  3. Процедура длится 5–7 минут. После её окончания нужно вымыть ребёнка тёплой водой.

Любой вид массажа лучше проводить через 30 минут после приёма отхаркивающих средств.

Противопоказанием к такому массажу является острая форма бронхита. Кроме того, родителям следует помнить, что мёд является высокоалергенным продуктом, поэтому перед его применением стоит провести тест на аллергию.

Дыхательная гимнастика

В борьбе с бронхитом хорошо помогают дыхательные упражнения. В период обострения их проводить не стоит, ребёнок может закашляться. А вот на 3–4 день заболевания эти упражнения делать можно и нужно.

Одной из самых известных и наиболее эффективных методик является гимнастика Стрельниковой. Она заключается в быстром вдохе через нос и медленном выдохе через рот. Каждый вдох-выдох должен длится примерно 1 секунду. Упражнение можно выполнять стоя, сидя или лёжа.

Основные упражнения:

  1. Упражнение выполняется стоя. Ноги на ширине плеч, руки расслаблены. Вдох должен быть коротким и резким - через нос, выдох длинный - через рот. На вдохе сжимаем руки в кулаки, на выдохе медленно расслабляем пальцы. Делаем перерыв в несколько секунд и повторяем упражнение.
  2. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч. Руки сжаты в кулаки и лежат на талии. На вдохе расслабляем руки и опускаем вниз. На выдохе возвращаем руки в исходное положение. Рекомендуется выполнять упражнение 12 раз.
  3. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища. На вдохе наклоняемся вперёд, скругляем плечи, на выдохе возвращаемся в исходное положение. Выполнять 12 подходов по 8 наклонов с перерывом 10 секунд.
  4. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. На вдохе наклониться вперёд, выводя руки перед собой до уровня колен, на выдохе подняться. Несильно прогнуться в пояснице, заводя руки за спину. Сделать быстрый вдох. Вернуться в исходное положение, одновременно выдыхая воздух.
  5. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки расслаблены, плечи расправлены, спина прямая, мышцы живота напряжены. На вдохе голову повернуть в левую сторону, на выдохе вернуться в исходное положение. Резко вдохнуть и повернуть голову вправо, спокойно выдохнуть и занять исходное положение.

Лучше всего делать упражнения в игровой форме, чтобы ребёнку было интересно.

Выполнение комплекса упражнений - видео

Зарядка и физические упражнения

Для скорейшего выздоровления и укрепления иммунной системы ребёнка необходимо выполнять комплекс гимнастических упражнений. Нагрузка должна быть рассчитана в соответствии с возрастом ребёнка. Лучше всего выполнять упражнения утром.

Комплекс упражнений:

  1. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки расслаблены. Выполняем наклоны вперёд, руки и туловище должны быть параллельно полу. Через 3 наклона возвращаемся в исходное положение. Перед упражнением делаем вдох, во время наклонов 3 раза выдыхаем воздух.
  2. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки на талии. Выполняем наклоны вбок. Одну руку поднимаем вверх и тянемся за туловищем. Через 3 наклона возвращаемся в исходное положение. Перед упражнением делаем вдох, во время наклонов 3 раза выдыхаем воздух.
  3. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки на талии. Делаем наклоны головы вперёд, назад, влево и вправо.
  4. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки на талии. Описываем круг бёдрами. 10 раз в одну сторону, 10 раз в другую.
  5. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки расслаблены. Подтягиваем поочерёдно каждое колено к груди.
  6. Упражнения на фитболе подходят даже для самых маленьких

    Для малышей возрастом до двух лет подойдёт зарядка на фитболе. Его можно приобрести в любом спортивном магазине. Лучше брать мяч без ручек – для упражнений с ребёнком они не нужны.

    1. Прыжки на фитболе стоя. Держим ребёнка за подмышки и даём ему самостоятельно прыгать на мяче.
    2. Укладываем ребёнка животом на фитбол и перекатываем мяч вперёд-назад, поддерживая кроху.
    3. Аналогичное упражнение в положении на спине.
    4. Кладём ребёнка боком на фитбол. Одной рукой берём за предплечье, второй - за наружную часть бедра. Перекатываем фитбол по направлению от головы ребёнка к его ногам и обратно.
    5. Укладываем ребёнка животом на фитбол, ставим перед ним игрушки, перекатываем мяч вперёд-назад и даём ребёнку возможность схватить игрушку.
    6. Ставим ребёнка на пол и даём самостоятельно ему толкать руками фитбол. Если малыш может самостоятельно стоять, можно перекатывать мяч от себя к ребёнку и обратно.

    Такую гимнастику можно проводить в комплексе с детским массажем.

    Полностью вылечить бронхит у детей без медикаментозной терапии очень сложно. Но применяя лекарственные средства, не стоит забывать о дополнительных мерах, которые могут существенно улучшить состояние больного и ускорить выздоровление. Это в полной мере относится к массажу. Эта процедура не требует финансовых затрат и её можно делать в домашних условиях. Эффект же ощущается уже после проведения первого сеанса.

Кашель приносит не только болезненные ощущения, но и массу дискомфорта. Безусловно, при возникновении кашля нужно лечение на основе растительных средств, но самым лучшим средством считается дыхательная гимнастика при кашле у детей.

В чем заключается польза дыхательной гимнастики при кашле

Выполняя дыхательные упражнения при кашле можно облегчение дыхание благодаря выведению мокроты. Методика помогает укрепить иммунную систему. Упражнения давно используют при проблемах с сердцем, для улучшения функций пищеварительной системы. Однако, чтобы дыхательная гимнастика от кашля для детей дала отличные результаты, следует уметь правильно их выполнять. Упражнения от кашля содействует стремительному выведению мокроты, а выполнение постоянных тренировок улучшить общее состояние ребенка.

Отметим положительные моменты при выполнении дыхательных упражнений:

  • снижение дозировки лекарственных веществ;
  • улучшение состояния здоровья пациента;
  • улучшение работы органов дыхания за счет очистки дыхательных путей;
  • восстановление нормального дыхания;
  • повышение жизнедеятельности;
  • коррекция изменений грудной клетки, позвоночного столба.

Используется дыхательная гимнастика при кашле у взрослых реже. Поэтому есть упражнение, переделанные специально для малышей и дошкольников. Начиная с раннего возраста родителям нужно побеспокоиться о здоровье ребенка. Именно для этого и придумана дыхательная гимнастика для детей, при которой нужно научить малышей грамотному дыханию, чтобы устранить кашель. Максимально благоприятный результат приобретается при исполнении определенных рекомендаций к выполнению упражнений:

  1. Регулярность занятий. Выполнять упражнения на протяжении трех недель, два раза в день Обязательный прием препаратов для разжижения слизи и благополучного ее выведения.
  2. Сдержанность в период занятий. Не рекомендовано открывать широко рот, поскольку звуки нужно выговаривать как можно мягче.
  3. Следить за тем, чтобы не пересыхало горло (дышать поочередно носом и ртом).

Если ребенку более 2 лет, то можно воспользоваться гимнастической методикой, что направлена на устранение кашля у детей, ведь гимнастика полезна для здоровья. Осуществлять гимнастику предпочтительно утром до приема пищи либо же в вечернее время после ужина через пару часов.

Комплексы целебной физкультуры необходимо осуществлять дошкольникам с затяжным гайморитом, ринитом, ларингитом. Гимнастика считается хорошей предупредительной мерой вторичного заражения болезнями инфекционного характера. Тренировки будут полезны как взрослым, так и детям, а время выполнения упражнения всего-то 10 минут.

Упражнения с быстрым эффектом

ЛФК и дыхательная гимнастика при кашле для детей не только лишь содействует уничтожению кашля, но улучшает настроение, увеличивает настроение, способствует активности, проявляет положительный эффект на деятельность органов. В особенности рекомендовано цикл занятий при обструкционном бронхите, дыхательные пути очистятся значительно стремительнее.

Существуют упражнения при кашле, которые эффективно воздействую на органы дыхания, укрепляя дыхательную мускулатуру. Легкие при выполнении гимнастики наполняются воздухом нужным для стимулирования регенерации поврежденных тканей легких. Детям после гимнастики рекомендовано выполнять массаж, что быстро выведет мокроту. Рассмотрим комплекс дыхательной гимнастики для детей подробнее.

Упражнение сбросим груз

Принять положение, стоя, ладони стиснуть в кулак. Совершить вдох, ладони раскрыть. Выдох — расслабить туловище. Это занятие необходимо совершать до восьми раз за подход. Далее нужно расслабить мышцы следующим образом: склонить шею вперед, в какой степени выйдет, а руки разместить на животе. Когда начинается припадок кашля, сдерживать его, нет потребности.

Упражнение восьмерка

При помощи упражнения «восьмерка» возможно, существенно повысить отход мокроты с бронхов. Осуществляют его так: немного нагнувшись вперед, производят стремительный вдох, удерживают дыхание. В данный промежуток про себя необходимо посчитать до восьми, не торопясь. После этого необходимо спокойно выдохнуть.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Дыхательная гимнастика Стрельниковой



Дыхательная зарядка Стрельниковой считается одной с наиболее известных и содействует укреплению иммунитета, предупреждение возникновения болезней органов дыхания. Поначалу данная методика была для людей, которые профессионально занимались пением. Результативность подобных процедур была замечена для разных органов, поэтому Александра Стрельникова несколько изменила собственную методику для детей разной возрастной категории.

№1 пузырьки

Нужно втянуть воздух носом, щеки надуть, совершить выдох закрытым ртом.

Выполняем приседания: сесть на вдохе, а на выдохе встать.

№3 разговор

Ребенку задают простые вопросы, он должен отвечать звуками.

№4 самолет

Зачитывая стишок, дети должны выполнить перемещения:

Самолет — самолетик (на вдохе приподнять ладони разводим по сторонам). Направляется в полет (замедление дыхания). «Жу-жу-жу» (вправо поворот). Выдыхание с озвучиванием. Стану я и отдохну (руки опустили вниз). Я влево полечу (голову вверх), после выдох с поворотом влево. Стану отдохну.

№5 курочка

Руки в бок. Поднимаемся, наклоняемся, прихлопываем по своим коленям, озвучивая: «Та-та-та». Выдохнуть и выпрямиться с руками наверх вдыхая воздух.

Ребенок должен широко поставить ноги. Озвучивая «зу-зу» взмахивать руками. Вдох — вправо, выдыхание — руки влево. (Звук 2 раза). Травку мы скосили (повторить звуки).

№7 кипящая каша

Приседание на полу. Рука на поясе, другая на груди. Вдох — втянуть живот, выдох («ффф») максимально расслабить, имитируя бурление каши.

№8 трубач

Сесть и приподнять руки. Выполняется медлительное выдыхание, озвучивая «пф-ф».

№9 синхронный марш

Дети должны принять положение прямо со специальной палочкой для гимнастики, двигаться, палочку поднять вверх. Темп дыхания: два шага — вдох, восемь — выдыхание. Продолжительность до двух минут.

№10 часики

Разводим ноги по ширине плеч, выпрямляем спину. Выполняем руками впереди себя махи, приговаривая «тик-так».

№11 петушок

№12 регулировщик

Тоже положение, одна рука — наверх, вторая в бок. Носом втягиваем воздух, меняем положение рук, при выдыхании озвучивается «р-р-р».

№13 семафор

Ребенок принимает положение, при котором спина ровная, на вдохе руки подымаются в стороны, при выдыхании — не торопясь опускаются.

№14 насос

Дети стают прямо, ноги вместе, руки опущены. Выполняются наклоны, а выдыхая выговаривается «с-с-с».

№15 качающийся маятник

Расставляем ноги широко, палка придерживается за головой. Дошкольник нагибается в оба бока, при наклоне — выдыхание.

№16 гуси лебеди

Дети неторопливо ходят, приподнимая, опуская руки в бок. Руки наверх-вдыхание, книзу — выдыхание. Длительность до трех минут.

Перемещение делается, имитируя ходьбу на лыжах (2 минуты).

№18 расту большим

Комплексы целебных упражнений следует осуществлять до трех месяцев. Курсы дыхательной гимнастики назначаются детям, больным болезнями органами дыхания, постоянный гайморит, ринит, воспаление слизистой оболочки гортани и голосовых связок, трахеи.

Противопоказания дыхательной гимнастики

Несмотря на то, что дыхательная зарядка до такой степени эффективна и полезна, имеется ряд противопоказаний. Проанализируем основные запреты выполнения дыхательных упражнений:

При острых болезнях легких нельзя осуществлять упражнения дыхательной гимнастики. Когда у детей прослеживается бронхит либо воспаление легких в острой форме, не следует в дополнение отягощать легкие.

Противопоказано проведение разных комплексов при простудных болезнях в период обострения. Это может спровоцировать существенное ухудшение состояния ребенка.

При помощи определенных несложных дыхательных упражнений можно оздоровить ребенка, улучшить его настроение и самочувствие. Регулярное проведение дыхательной гимнастики оказывает положительное действие на здоровье малыша и избавляет его от многих проблем, в том числе от простудных заболеваний и кашля .

Такие упражнения особенно показаны ослабленным детям, у которых часто бывают бронхиты, трахеиты и другие инфекционные болезни дыхательной системы, а также в период восстановления после пневмонии и при бронхиальной астме. Безусловно, дыхательной гимнастикой нельзя заменить основное лечение, однако она станет замечательным дополнительным средством, которое укрепляет защитную функцию организма и улучшает работу органов дыхания.

Дети намного чаще взрослых страдают от кашля. Это обусловлено более развитым кашлевым центром. Помочь исправить ситуацию может регулярное укрепление дыхательных путей, которое лучше начинать с раннего возраста. Для этих целей можно использовать обычные игрушки или придумывать простые игры. Например, подуть на одуванчик или перышко, также можно купить малышу свисток или дудочку. Многие дети любят дуть через трубочку в стакан, наполненный жидкостью, при этом вода пузырится. Эта игра неплохо развивает дыхательный аппарат, кроме того, положительно влияет на развитие речевого центра. Более взрослым деткам можно предложить надуть воздушный шарик. Здесь главное: не переусердствовать, ведь дыхательные упражнения сильно утомляют человека, могут даже вызывать головокружение и другие симптомы плохого самочувствия. Поэтому через 5-10 минут следует сделать перерыв.

Если ребенку больше двух лет, то при появлении кашля можно выполнить с ним специальный комплекс дыхательной гимнастики от кашля. Упражнения, входящие в него, способствуют формированию правильного ритмичного дыхания, а также развивают мышцы дыхательной системы, речевого аппарата, что улучшает произнесение звуков. Кроме того, при этом работают мышцы рук, спины, позвоночника. Выполнять дыхательную гимнастику желательно рано утром до еды или же вечером, через пару часов после ужина. Перед началом упражнений стоит хорошо проветрить помещение.

Упражнение №1. Пузыри

Ребенок должен глубоко вдохнуть через нос, после чего, сильно надувая щеки – «пузырики», производит медленный выдох через прикрытый рот. Повторяется это упражнение несколько раз.

Упражнение №2. Насос

Руки ребенка нужно поставить на пояс, затем производятся легкие приседания. Дыхание выдерживается так, чтобы вдох приходился на приседание, а выдох – на выпрямление. Постепенно упражнения усложняются более глубокими приседаниями, а соответственно более продолжительными вдохом и выдохом. Повторяется примерно 4 раза.

Упражнение №3. Разговоры

Малышу задают простые вопросы, на которые он отвечает различными звуками. Например, «Как пыхтит ежик?» - «Пых-пых-пых». «Как гудит паровоз?» - «Ту -ту». Можно также потянуть любые гласные звуки.

Упражнение №4. Самолет

Читается стихотворение, а в это время ребенок выполняет определенные движения:

Отправляется в полет (производится задержка дыхания)

Жу-жу-жу (поворот направо)

Жу-жу-жу (выдох)

Постою и отдохну (руки опускаются вдоль тела, спина выпрямляется)

Я налево полечу (голову нужно поднять и сделать глубокий вдох)

Жу-жу-жу (поворот налево)

Жу-жу-жу (выдохнуть)

Постою и отдохну (руки вниз, спина прямо).

Можно повторить упражнение несколько раз.

Упражнение №5. Мишка и мышка

Так же, как в предыдущем, при чтении стихотворения малыш выполняет определенную последовательность действий и поддерживает ритм дыхания.

У мишки дом большой (нужно выпрямиться и хорошо потянуться вверх, встав на носочки, в этот момент производится вдох)

У мышки маленький (нужно присесть на корточки, обхватив колени руками и опустив голову, хорошо выдохнуть со звуком «ш-ш-ш»)

Мышка к мишке в гости идет (ребенок поднимается на носочки)

Он же к ней никак не попадет.

Упражнение проводится 4 раза.

Упражнение №6. Ветер

Я сильный ветер, я лечу

Лечу туда, куда хочу (ноги поставить на ширине плеч, руки опущены по бокам, производиться вдох носом)

Могу налево я подуть (голову нужно повернуть влево, губы сжать трубочкой и потихоньку подуть)

Могу подуть направо (голова поворачивается прямо, производиться вдох, а затем голова вправо и выдох через губы, сжатые трубочкой)

Могу и вверх (те же действия только подуть прямо)

И в облака (подбородок прижимается к груди, выдох через рот)

И тучи разогнать пока (руками производятся круговые движения)

Повторяется с начала до конца несколько раз.

Упражнение №7. Курочка

Руки свободно висят по бокам, голова опущена. Нужно встать и наклониться, при этом хлопают по коленям и приговаривают: «Та-та-та». Производиться выдох. Затем, выпрямляясь и поднимая руки вверх, делается вдох. Упражнение проводится 5 раз.

Упражнение №8. Пчела

Ребенок должен сесть прямо, руки скрещены на груди, голова опущена.

Пчела сказала: «Жу-жу-жу» (при этом производится выдох со звуком «ж-ж-ж», руки разводятся в стороны, плечи выпрямляются)

Полечу, зажужжу, детям меда принесу (ребенок встает, обходит вокруг стульчика и садится на место).

Нужно следить, чтобы дыхание было глубокое, а вдох производился носом. Повторяется 5 раз.

Упражнение №9. Покос

Малыш встает прямо, ноги немного расставлены, руки опущены вниз. При звуках «зу-зу» ребенок размахивает руками. Дыхание выравнивается в следующем ритме: руки вправо – вдохнуть, руки влево – выдохнуть.

Зу-зу, зу-зу,

Покосили мы траву.

Зу-зу, зу-зу,

Влево я взмахну.

Зу-зу, зу-зу,

Вместе очень быстро

Покосили мы траву.

Кроме вышеперечисленных, существует еще много различных дыхательных упражнений в игровой форме. Из них можно составлять комплекс, чередуя и проводя по-разному.

Кипящая каша

Ребенок садится, одну руку кладут на грудь, вторую – на живот. Вдох – живот втягивается, выдох – выпячивается. При выдохе произносится громкий звук «ф-ф-ф».

Трубач

В положении сидя, руки нужно сложить трубочкой и поднять вверх. Производится медленный выдох со звуком «пф-ф».

Марш

Ребенок встает прямо с гимнастической палочкой в руках и начинает ходить, стараясь при этом высоко поднимать колени. Ритм дыхания выдерживают в следующем ритме: 2 шага – производится вдох, 7-8 шагов – выдох. Длительность около 1,5 – 2 минут.

Часики

Ноги немного расставлены, руки – вдоль тела, спина прямая. Производятся махи вперед-назад прямыми руками, приговаривая «тик-так, тик-так». Упражнение повторяется около 10 раз.

Летающие мячи

Ребенок встает прямо, в руки берет мяч и прижимает его к груди. На выдохе производится бросок мяча вперед со звуком «ух-х-х».

Турник

Ноги вместе, гимнастическая палка держится обеими руками перед грудью, затем ее нужно поднять вверх, потянувшись всем телом и встав на носки. Палка вверх – вдох, вниз за голову – выдох. На выдохе произносится звук «ф-ф-ф».

Петушок

Ноги на ширине плечи, руки вначале опускаются вдоль тела, затем поднимаются в стороны, хлопается по бедрам, и на выдохе произносится «ку-ка-ре-ку».

Регулировщик

Ноги расставлены, одна рука – вверх, а вторая отводится в сторону, спина выпрямлена. Вдыхая через нос, положение рук меняется, на момент выдоха говорится: «р-р-р». Повторять упражнение нужно по 8 раз для каждой стороны.

Паровоз

Руки нужно согнуть в локтях и, ходя по комнате, проводить ими попеременные махи. Можно добавить звуки «чух-чух-чух». Длительность упражнения около полминуты.

Семафор

Спина выпрямлена, на вдох руки поднимаются в стороны, на выдох – медленно опускаются.

Насос

Ребенок стоит прямо, ноги сомкнуты, руки висят вдоль тела. Производятся наклоны в стороны, при которых руки перемещаются по телу. При выдохе произносится «с-с-с».

Качающийся маятник

Ноги расставлены на ширину плеч, в руках зажата гимнастическая палка, которая должна быть опущена за голову. Ребенок наклоняется поочередно в обе стороны, при самом наклоне – выдох.

Гуси-лебеди

Ребенок медленно ходит, поднимая и опуская руки в стороны. При этом выдерживается дыхание: руки вверх – вдох, вниз – выдох. Продолжительность упражнения около 2-3 минут.

Лыжи

Проводят движения аналогичные ходьбе на лыжах на протяжении 2 минут.

Расту большим

Ноги ставятся вместе, руки поднимаются вверх. Нужно потянуться, поднимаясь на носки, и при этом глубоко вдохнуть, затем руки опускаются вниз, ноги встают на полную ступню – проводится выдох. Повторить около 5 раз.

Проводить дыхательные упражнения для дошкольников можно два раза в день. Лучше всего для такой гимнастики подходят прогулки на свежем воздухе.

Комплексы лечебной физкультуры нужно проводить на протяжении примерно 3 месяцев. Курсы дыхательной гимнастики чаще всего назначаются детям-дошкольникам, страдающим частыми респираторными заболеваниями, хроническими гайморитами, ринитами, ларингитами или трахеитами. Лечебные упражнения помогают более быстрому избавлению малыша от болезней и короткому восстановительному периоду. Кроме того, дыхательная гимнастика является отличной мерой профилактики повторных заражений инфекционными заболеваниями и предупреждения обострений при наличии хронического течения патологий органов дыхательной системы.

Упражнения нужно проводить два раза в день, исключая 1-1,5 часа после еды и 2 часа до сна. Общая длительность гимнастики составляет около 10-15 минут. Перед тем, как приступить непосредственно к выполнению упражнений комнату, в которой они будут проходить, следует хорошо проветрить, а лучше также провести в ней влажную уборку. На все время занятий форточку оставляют открытой.

Начинают комплекс с ходьбы по комнате, сочетающейся с движениями руками. На вдохе они поднимаются в стороны, на выдохе опускаются в исходное положение по бокам тела. Дышать при этом следует носом, рот должен быть полностью закрыт. Шаги постепенно ускоряются и переходят в медленный бег, при котором вдох-выдох проводят на 3 счета.

Упражнения, каждое проводится несколько раз:

  1. Ребенок стоит, расставив ноги. При вдохе через нос руки поднимаются вверх, затем, при выдохе через рот, тело наклоняется вперед как можно ниже.
  2. Ребенок стоит, ноги вместе. Руки поднимаются вверх, производится вдох, поднимается на носочки и хорошо потягивается, затем вместе с выдохом руки опускаются и малыш встает на полную стопу.
  3. Ребенок сидит, положив руки на пояс. Выпрямляя ноги, нужно попробовать достать вытянутыми руками тыльную сторону стопы.
  4. Сидя на стуле, прижавшись спиной к его спинке, поднять руки вверх и скрестить над головой, затем медленно опустить в исходное положение.
  5. Лежа на спине и вытянув руки вдоль тела, согнуть в коленях и поднять ноги, подтянув их к груди, после чего вернуться в начальное положение.
  6. Лечь на живот, руки на поясе. Приподнимается верхняя часть груди, плечи и голова, все тело вытягивается, а потом опускается в исходное положение.
  7. Сидя на стуле, опустить руки вдоль тела. Делая глубокий вдох, выпрямляют спину, при медленном, плавном выдохе плечи опускаются.
  8. В положении сидя производят дыхание сначала через одну ноздрю, затем через другую, а затем через две одновременно. При этом нужно следить, чтобы рот был закрыт.

Заканчивают гимнастику ходьбой, сопровождающейся хлопаньем в ладоши. Дыхание поддерживается произвольное через нос.


Самое обсуждаемое
Как избавиться от кашля при помощи дыхательной гимнастики Зарядка от кашля для детей Как избавиться от кашля при помощи дыхательной гимнастики Зарядка от кашля для детей
Возрождение норм гто в россии Испытания по выбору гто Возрождение норм гто в россии Испытания по выбору гто
Ременные головы и шеи Части ременной мышцы Ременные головы и шеи Части ременной мышцы


top