Использование современных технических средств при тренировках. Тема: «контроль и управление в спортивной тренировке Основные положения комплексного контроля

Использование современных технических средств при тренировках. Тема: «контроль и управление в спортивной тренировке Основные
положения комплексного контроля
  • 2.Средства спортивной тренировки
  • Лекция 4 методы спортивной тренировки
  • 1.Общепедагогические методы спортивной тренировки
  • 2. Практические методы спортивной тренировки
  • Лекция 5 закономерности и принципы спортивной тренировки
  • 1.Взаимосвязь закономерностей и принципов спортивной тренировки
  • Взаимосвязь закономерностей и принципов спортивной тренировки
  • 2. Принципы спортивной тренировки
  • Лекция 6 спортивно-техническая подготовка в спорте
  • 1.Задачи и требования спортивной техники
  • 2. Средства технической подготовки
  • 1) Технические средства:
  • 3.Формирование двигательных умений и навыков
  • Двигательные ошибки
  • Лекция 7 спортивно-тактическая подготовка спортсменов
  • 1.Определение понятия «спортивная тактика». Виды спортивной тактики
  • 2.Средства и методы спортивной тактики
  • Лекция 8 физическая подготовка спортсменов
  • 1.Физическая подготовка спортсменов
  • 2.Общая характеристика физических качеств
  • Лекция 9 воспитание силовых способностей
  • 1.Определение понятия «сила». Виды силовых способностей
  • 2.Методика воспитания силовых способностей
  • Лекция 10 воспитание выносливости спортсменов
  • 1.Определение основных понятий выносливости
  • 2.Методика воспитания общей выносливости
  • Лекция 11 воспитание скоростных способностей спортсменов
  • 1.Характеристика основных проявлений быстроты
  • 2.Методика воспитания скоростных способностей
  • 2. Использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьирование отягощений.
  • 3. Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений. Понятие «лидирование» охватывает известные приемы (бег за лидером-партнером и др.).
  • Лекция 12 гибкость и основы методики ее воспитания
  • 1.Характеристика основных проявлений гибкости
  • 2.Методика развития гибкости
  • Лекция 13 двигательно-координационные способности и основы их воспитания
  • 1.Характеристика координационных способностей
  • 2.Задачи развития координационных способностей
  • 3.Методы воспитания координационных способностей
  • Лекция 14 психическая подготовка спортсмена
  • 1. Характеристика психической подготовки спортсмена
  • 2. Классификация средств и методов психической подготовки спортсменов
  • Лекция 15 спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура
  • 1. Структура многолетней подготовки спортсмена
  • 2. Методические положения построения многолетней подготовки спортсмена
  • 3.Этапы подготовки спортсменов
  • Лекция 16
  • 2. Направленность и организация тренировочного занятия
  • 3.Нагрузка в тренировочном занятии
  • Лекция 17 построение микроциклов в спортивной тренировке
  • 1.Характеристика микроцикла
  • 2.Типы микроциклов
  • 3.Сочетание в микроцикле различных по величине и направленности нагрузок
  • 4.Построение микроциклов при одноразовых и двухразовых занятиях в течение дня
  • Лекция 18 построение мезоциклов в спортивной тренировке
  • 1.Характеристика мезоцикла
  • 2.Типы мезоциклов
  • 3.Сочетание микроциклов в мезоцикле
  • Лекция 19 построение макроциклов в спортивной тренировке
  • 1.Характеристика макроцикла
  • 2. Построение тренировки в годичных циклах (подготовительный, соревновательный, переходный период)
  • Лекция 20 отбор и ориентация в спорте
  • 1. Характеристика понятий «спортивный отбор» и «спортивная ориентация»
  • 2. Отбор и ориентация на различных этапах многолетней подготовки спортсменов
  • Лекция 21 контроль в спортивной подготовке
  • 1. Характеристика комплексного контроля в спорте
  • 2. Виды контроля
  • 3.Требования к показателям контроля
  • Лекция 21 контроль в спортивной подготовке

    1.Характеристика комплексного контроля в спорте.

    2.Виды контроля.

    3.Требования к показателям контроля.

    1. Характеристика комплексного контроля в спорте

    В настоящее время тренировочный процесс, направленный на показание высокого результата спортсменом, немыслим без: планирования и контроля, хорошего медицинского обеспечения и материальной базы, квалифицированных тренерских кадров и квалифицированного отбора в виды спорта и т.д. Все выше перечисленное и отлаженное в систему дает результат на Олимпийских играх и международных соревнованиях, нашу страну, как спортивную державу признают во всем мире.

    Итак, одной из важнейших сторон спортивной тренировки является контроль .

    Наиболее информативным и полным является комплексный контроль. На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и слабые стороны подготовленности спортсменов, внести соответствующие коррективы в программу их тренировки, оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.

    Комплексный контроль - это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, психологические, биологические, социометрические, спортивно-медицинские и другие методы и тесты).

    Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируются три группы показателей:

      показатели тренировочных и соревновательных воздействий;

      показатели функционального состояния и подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;

      показатели состояния внешней среды.

    Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах. Выделяют три группы тестов.

    Первая группа тестов - тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, толщина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, туловища и т.д.).

    Тест (от лат. test - задача, проба) - метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью. В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты.

    Информация, получаемая с помощью тестов первой группы, является основой для оценки физического состояния спортсмена.

    Вторая группа тестов - это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (например, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специфическая особенность этих тестов заключается в выполнении непредельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение максимально возможного результата здесь не нужна.

    Третья группа тестов - это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, биохимических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов - необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.

    Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают оперативный, текущий и этапный контроль.

    Оперативный контроль направлен преимущественно на оптимизацию программ тренировочных занятий, выбор таких упражнений и таких комплексов, которые в наибольшей степени будут способствовать решению поставленных задач. Здесь могут использоваться самые разнообразные тесты, позволяющие выявить оптимальный для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность работы, величину отягощений и т.п. Указанные виды контроля служат основой для разработки соответствующих планов подготовки: перспективного - на очередной тренировочный макроцикл или этап; текущего - на мезоцикл, макроцикл, занятие; оперативного - на отдельное упражнение или их комплекс.

    Текущий контроль - здесь проводится оценка работы различной преимущественной направленности, определение формирования процессов утомления спортсменов под влиянием нагрузок отдельных занятий, учет протекания восстановительных процессов в организме, особенностей взаимодействия с разными по величине и направленности нагрузками в течение дня или микроцикла. Это позволяет оптимизировать процесс спортивной тренировки в течение дня, микро- и мезоцикла, создать наилучшие условия для развития заданных адаптационных перестроек.

    Этапный контроль - основными задачами являются определение изменения состояния спортсмена под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработка стратегии на последующий макроцикл или период тренировки. Следовательно, в процессе поэтапного контроля всесторонне оценивают уровень развития различных сторон подготовленности, выявляют недостатки подготовленности и дальнейшие резервы совершенствования. В результате - разрабатывают индивидуальные планы построения тренировочного процесса на отдельный тренировочный период или весь макроцикл.

    Частота обследований при этапном контроле может быть различной и зависит от особенностей годичного планирования, специфики вида спорта, материально-технических условий. Наиболее эффективной является такая форма поэтапного контроля, когда обследования проводятся трижды в макроцикле - на первом и втором этапах подготовительного и в соревновательном периоде. Если в течение года планируется 2-3 макроцикла, поэтапные обследования проводят в соревновательном периоде - один раз в макроцикле и на основе этих данных строят тренировочный процесс в последующем макроцикле.

    Особое внимание нужно обращать на идентичность условий при проведении поэтапных обследований и на устранение возможного влияния на их результаты предшествовавших тренировочных нагрузок. Специалисты стремятся подобрать такие тесты, на результатах которых не отражается динамика повседневных возможностей спортсменов в ходе применяемых нагрузок. В противном случае можно зафиксировать не действительные изменения, происшедшие в состоянии спортсмена в результате тренировки, а лишь некоторые текущие изменения в его состоянии, которые могут существенно колебаться в течение нескольких дней. Однако в спортивной практике объективная оценка подготовленности спортсмена возможна, как правило, лишь в процессе использования специфических для данного вида спорта нагрузок, требующих предельной мобилизации соответствующих функциональных возможностей. Уровень их проявления колеблется под воздействием направленности и величины отдельных тренировочных нагрузок, предшествовавших обследованию, психологического состояния спортсменов и т.п. Поэтому объективное проявление функциональных возможностей спортсмена в большинстве тестов возможно лишь после специальной подготовки к обследованию. Подготовка заключается в устранении утомления от предшествующей тренировочной работы, настройке спортсменов на серьезное отношение к выполнению программ тестов и т.п. К поэтапному контролю спортсменов нужно, во-первых, подводить в оптимальном состоянии и, во-вторых, по возможности обеспечить стандартность условий обследования.

    Таблица 8 - основное содержание комплексного контроля и его разновидности

    Разновидности комплексного контроля

    Направления контроля

    Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями

    Контроль за состоянием и подготовленностью спортсменов

    Контроль за состоянием внешней среды

    Контроль соревновательной деятельности (СД)

    Контроль тренировочной деятельности (ТД)

    а) измерение и оценка различных показателей на соревнованиях, завершающих определенный этап подготовки; б) анализ динамики показателей СД на всех соревнованиях этапа

    а) построение и анализ динамики нагрузки на этапе подготовки; б) суммирование нагрузок по всем показателям за этап и определение их соотношения

    Измерение и оценка показателей контроля в специально организованных условиях в конце этапа подготовки

    За климатическими факторами (температура, влажность, ветер, солнечная радиация), за качеством инвентаря, оборудования, покрытий спортивных сооружений, характеристикой трасс соревнований и тренировки, скольжением, поведением зрителей и объективностью судейства на соревнованиях и их влиянием на результаты в спортивных соревнованиях и контрольных тренировочных занятиях

    Измерение и оценка показателей на соревновании, завершающем макроцикл тренировки (если она предусматривается планом)

    а) построение и анализ динамики нагрузки в микроцикле тренировки; б) суммирование нагрузок по всем характеристикам за микроцикл и определение их содержания

    Регистрация и анализ повседневных измерений подготовленности спортсменов, вызванных систематическими тренировочными занятиями

    Оперативный

    Измерение и оценка показателей на любом соревновании

    Измерение и оценка физических и физиологических характеристик нагрузки упражнений, серии упражнений, тренировочного занятия

    Измерение и анализ показателей, информативно отражающих изменение состояния спортсменов в момент или сразу после упражнения и занятий

    Комплексный контроль - это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, пси­хологические, биологические, социометрические, спортивно-ме­дицинские и другие методы и тесты).

    Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регист­рируются три группы показателей:

      показатели тренировочных и соревновательных воздействий;

      показатели функционального состояния и подготовленнос­ти спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;

      показатели состояния внешней среды.

    Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тес­тах 1 . Выделяют три группы тестов.

    Первая группа тестов - тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, тол-

    " Тест (от лат. test - задача, проба) - метод исследования личности, построен­ный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью.

    щина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, тулови­ща и т.д.). В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты.

    Информация, получаемая с помощью тестов первой груп­пы, является основой для оценки физического состояния спорт­смена.

    Вторая группа тестов - это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (напри­мер, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специ­фическая особенность этих тестов заключается в выполнении не­предельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение мак­симально возможного результата здесь не нужна.

    Третья группа тестов - это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, био­химических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов - необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.

    Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, разли­чают оперативный, текущий и этапный контроль.

    Оперативный контроль - это контроль за оперативным состоя­нием спортсмена, в частности за готовностью к выполнению оче­редной попытки, очередного упражнения, к проведению схват­ки, боя и т.д. Он направлен на оценку реакций организма спорт­смена на тренировочные или соревновательные нагрузки, каче­ство исполнения технических приемов и комбинаций в целом.

    Текущий контроль - это оценка в микроциклах подготовки результатов контрольных соревнований, динамики нагрузок и их соотношений, регистрация и анализ повседневных изменений уровня подготовленности спортсмена, уровня развития его тех­ники и тактики.

    Этапный контроль - это измерение и оценка в конце этапа (периода) подготовки различных показателей соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена, динамики нагрузок и спортивных результатов на соревнованиях или в специально орга­низованных условиях.

    На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и сла­бые стороны подготовленности спортсменов, внести соответству­ющие коррективы в программу их тренировки, оценить эффек-" тивность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.

    408

    21.1. Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями

    Контроль за соревновательными воздействиями имеет два направ­ления: контроль за результатами соревнований в циклах подго­товки и измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности.

    Контроль за результатами соревнований заключается в оценке эффективности выступления в соревнованиях в определенном (чаще всего годичном) цикле подготовки. Динамика показателей соревновательной деятельности в цикле тренировки часто исполь­зуется как критерий, позволяющий оценить состояние спортив­ной формы спортсмена. Так, например, некоторые специалисты считают, что спортсмен находится в состоянии спортивной фор­мы до тех пор, пока колебания его результатов в соревнованиях лежат в зоне 2-3%. Эти значения во многом зависят от особенно­стей спортивной дисциплины.


    Измерение и оценка эффективности соревновательной деятельно­ сти. Современная измерительная и вычислительная техника по­зволяет регистрировать десятки различных показателей соревнова­тельного упражнения и соревновательной деятельности. Так, на­пример, в таком простом упражнении, как бег на 100 м, можно измерить время реакции спринтера, время достижения им макси­мальной скорости, время ее удержания и падения, длину и частоту

    шагов на различных участках дистанции, время опоры и полета, горизонтальную и вертикальную составляющие усилий, колебания общего центра масс, углы в суставах в различных фазах опорного и полетного периодов и т.д. Зарегистрировать их все, а потом проана­лизировать, сопоставляя с критериями тренировочной деятельности и показателями, характеризующими подготовленность спортсме­нов, тренеру просто невозможно. Поэтому необходимо выбрать из множества показателей соревновательного упражнения только информативные, которые и должны измеряться в ходе контроля. Информативность показателей (критериев) соревновательной дея­тельности в различных видах спорта приведена в таблице 41.

    Контроль за тренировочными воздействиями заключается в сис­тематической регистрации количественных значений характерис­тик тренировочных упражнений, выполняемых спортсменом. Одни и те же показатели используются как для контроля, так и для планирования нагрузок.

    Основными показателями объема нагрузки являются количе­ство тренировочных дней; количество тренировочных занятий; вре­мя, затраченное на тренировочную и соревновательную деятель­ность; количество, километраж специализированных упражнений. Показателями интенсивности нагрузки являются концентрация уп­ражнений во времени, скорость, мощность выполнения упражнений. В процессе контроля нагрузки суммируют объем специализи­рованных упражнений; объем упражнений, выполняемых в от­дельных зонах интенсивности (мощности); объем упражнений, направленных на совершенствование общей и специальной фи­зической, технической и тактической подготовленности; объем упражнений восстановительного характера, выполненных в микро­циклах, помесячно и в годичном цикле. Сравнение этих показате­лей с динамикой спортивных результатов позволяет тренеру выя­вить рациональные соотношения между отдельными типами тре­нировочных нагрузок, сроки достижения высших результатов после их пиковых значений, период запаздывающей трансформации тренировочных нагрузок в высокие спортивные результаты.

    21.2. Контроль за состоянием подготовленности спортсмена

    Оценка состояния подготовленности спортсмена проводится в ходе тестирования или в процессе соревнований и предусматривает:

      оценку специальной физической подготовленности;

      оценку технико-тактической подготовленности;

      оценку психологического состояния и поведения на соревнованиях.

    Оценка состояния здоровья и основных функциональных сис­тем проводится, как правило, медико-биологическими методами

    специалистами в области физиологии, биохимии и спортивной медицины. Методология этого контроля приводится в специаль­ных учебниках.

    Оценка специальной физической подготовленности складывается из отдельных оценок уровня основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости. При этом основное внима­ние уделяется ведущим для данной спортивной дисциплины фи­зическим качествам или отдельным способностям, составляющим эти обобщенные понятия.

    Методы оценки отдельных физических качеств приведены в соответствующих разделах главы 7 «Теоретико-практические ос­новы развития физических качеств».

    Оценка технической подготовленности. Контроль за техничес­кой подготовленностью заключается в оценке количественной и качественной сторон техники действий спортсмена при выполне­нии соревновательных и тренировочных упражнений.

    Контроль техники осуществляют визуально и инструменталь­но. Критериями технического мастерства спортсмена являются объем техники, разносторонность техники и эффективность.

    Объем техники определяется общим числом действий, ко­торые выполняет спортсмен на тренировочных занятиях и сорев­нованиях. Его контролируют, подсчитывая эти действия.

    Разносторонность техники определяется степенью раз­нообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен и использует их в соревновательной деятельности. Контролируют число разнообразных действий, соотношение приемов, выпол­ненных в правую и левую сторону (в играх), атакующих и оборо­нительных действий и др.

    Эффективность техники определяется по степени ее близости к индивидуально оптимальному варианту. Эффективная техника - та, которая обеспечивает достижение максимально возможного результата в рамках данного движения.

    Спортивный результат - важный, но не единственный критерий эффективности техники. Методы оценки эффективности техники основаны на реализации двигательного потенциала спортсмена.

    В циклических видах спорта особенно важны показатели экономичности техники, так как отмечается вполне четкая зако­номерность - обратно пропорциональная зависимость между уров­нем технического мастерства и величиной усилий, физических затрат на единицу показателя спортивного результата (метра пути).

    Оценка тактической подготовленности. Контроль за тактичес­кой подготовленностью заключается в оценке целесообразности действий спортсмена (команды), направленных на достижение успеха в соревнованиях. Он предусматривает контроль за такти­ческим мышлением, за тактическими действиями (объем такти­ческих приемов, их разносторонность и эффективность использо­вания).

    Обычно контроль тактической подготовленности совпадает с контролем соревновательной деятельности.

    21.3. Контроль за факторами внешней среды

    Для того чтобы принять правильное решение по итогам ком-лексного контроля, необходимо учитывать условия, в которых проходила соревновательная деятельность, а также выполнение контрольных нормативов в тренировочной деятельности. Кроме того, само выполнение тренировочных программ часто зависит от состояния и условий внешней среды.

    В практике часто случается, что уровень подготовленности спорт­сменов бывает достаточно высок, а факторы внешней среды не позволили ему (команде) показать высокие результаты.

    К таким факторам относятся:

      климат конкретной географической местности и степень адаптации к этим условиям (температура и влажность окружаю­щей среды, интенсивность солнечной радиации, направление вет­ра, атмосферное давление);

      состояние спортивного сооружения или соревновательных трасс (их покрытие, освещенность, размеры, микроклимат, ус­ловия скольжения на льду или снегу);

      качество спортивного инвентаря и оборудования, защитных* сооружений;

      поведение зрителей (фактор своего и чужого поля);

      социально-психологическая обстановка в местах размеще­ния спортсменов;

      объективность судейства;

      продолжительность переездов, условий размещения, пита­ния и отдыха спортсменов.

    Только оценив влияние этих внешних факторов на ход соревнова­тельной и тренировочной деятельности, можно составить полное представление об уровне подготовленности спортсмена.

    21.4. Учет в процессе спортивной тренировки

    Важное значение имеет эффективная система учета в процессе спортивной тренировки. Учет показателей спортивной тренировки дает возможность тренеру проверить правильность подбора и исполь­зования средств, методов и форм осуществления процесса спортив­ной подготовки, выявить более эффективный путь к повышению спортивного мастерства. Он позволяет следить за уровнями различ­ных сторон подготовленности спортсменов, динамикой спортивных результатов, физическим развитием, состоянием здоровья и т.д. Ана­лиз данных учета дает возможность не только контролировать, но и,

    активно вмешиваясь в учебно-тренировочный процесс, совершен­ствовать его. Учету подлежат все стороны тренировочного процесса.

    Учет показателей спортивной тренировки осуществляется в следующих формах.

    Этапный учет осуществляется в начале и конце какого-либо этапа, периода, годичного цикла. В первом случае он называется предварительным, во втором - заключительным (итоговым).

    Предварительный учет позволяет определить исходный уровень подготовленности спортсмена или группы спортсменов. Данные итогового учета при сопоставлении их с результатами пред­варительного учета позволяют оценить эффективность учебно-тре­нировочного процесса и внести коррективы в последующий план тренировки.

    Текущий учет проводится непрерывно в процессе отдель­ных тренировочных занятий, в микро- и мезоциклах тренировки. Он предусматривает фиксацию средств, методов, величин трени­ровочных и соревновательных нагрузок, оценку состояния здоро­вья и подготовленности спортсмена.

    Оперативный учет является разновидностью текущего. Данные оперативного учета позволяют получить нужную инфор­мацию об изменениях в состоянии занимающихся, условиях, со­держании и характере тренировки во время проведения занятия. Эти сведения необходимы для успешного управления трениро­вочным процессом в ходе одного занятия.

    Основными документами учета в спортивной школе являются жур­нал учета занятий, дневник тренировки, журнал учета спортсме­нов-разрядников, инструкторов-общественников, судей по спорту, таблица рекордов спортивной школы, протоколы соревнований, лич­ные карточки и врачебно-контрольные карты занимающихся.

    Журнал учета занятий - один из главных документов учета. Для всех отделений спортивных школ он должен иметь единую форму. Каждый учащийся спортивной школы обязан вести дневник тренировки, в котором фиксируются дата, время и продолжи­тельность занятия; его содержание, дозировка тренировочной на­грузки; спортивные результаты, показанные на соревнованиях. В днев­нике записывается, как соблюдаются режим, восстановительные мероприятия. В дневник вносятся результаты выполнения контрольных испытаний (тестов). Данные врачебного контроля позволяют судить о динамике тренированности и оценивать, как воздействует приме­няемая система тренировки на здоровье спортсменов.

    В дневнике спортсмена должны быть следующие разделы: индивидуальный план тренировки, содержание учебно-трениро­вочного процесса, результаты участия в соревнованиях, результа­ты контрольных испытаний, данные врачебных обследований, отчет о тренировке за определенный период времени.

    414

    "

    Система измерительной аппаратуры в спорте включает в себя датчики информации, линию связи и регистрирующее устройство, а также может входить вычислительное устройство (для автоматической обработки информации).

    Датчиком называется элемент измерительной системы, который непосредственно воспринимает изменения измеряемого показателя. От датчиков информация по линии связи поступает на регистрирующее или вычислительное устройство. Практически все элементы измерительной системы определяют качество регистрации изучаемых параметров.

    В зависимости от поступающих сигналов все датчики делятся на - датчики биоэлектрических процессов и датчики биомеханических характеристик.

    Инструментальные методы контроля за состоянием спортсменов составляют две группы:

      оптические и оптико-электрические методы (где информация передается на регистрирующее устройство лучами света или тепла);

      механоэлектрические методы (где информация передается электрическими сигналами по проводной линии связи или по радио).

    Оптические и оптикоэлектронные методы предназначены для дистанционного и бесконтактного контроля за спортсменом. Оптические методы основаны на фотографии (фотосъемка и киносъемка). Результаты фото- и киносъемки предназначены для визуального изучения движений или для определения кинематических характеристик. Различают несколько видов фото-киносъемки: кинограмма, стробофотограмма, циклограмма, стереосъемка и другие.

    Кинограммой называют отпечатанный на фотобумаге отрезок киноленты.

    Стробофотограммой движения принято называть совмещенное изображение нескольких поз движущегося объекта.

    Циклограммой называется совокупность прерывистых линий, воспроизводящих траектории звеньев движущегося тела (благодаря креплению маркеров на биозвенья тела или суставы).

    Стереосъемка ведется двумя (может быть и более) синхронно действующими съемочными аппаратами и позволяет регистрировать движения спортсмена в трехмерном пространстве.

    Оптикоэлектронные методы регистрации движений основаны на преобразовании изображения в электрический сигнал. Они делятся на телевизионные и фотоэлектронные методы.

    Механоэлектрические методы сбора информации о спортсмене предназначены для регистрации биоэлектрических процессов и для измерения важнейших биомеханических характеристик.

    Датчики биоэлектрических процессов позволяют регистрировать биоэлектические явления в организме: электрокардиограмма - ЭКГ, электроэнцефалограмма - ЭЭГ, электромиограмма – ЭМГ, клеточные потенциалы и др.

    Датчики биомеханических характеристик динамические (сила, момент силы) и кинематические (положение, скорость, ускорение) показатели.

    Методы измерения биомеханических характеристик спортивной техники

    Измеряемая переменная

    Физические явления, лежащие в основе метода измерения

    Тензо-эффект

    Пьезо-эффект

    Электромагнитная индукция

    Закон Ома

    Эффект Допплера

    Ускорение

    Скорость

    Перемещение линейное

    Перемещение угловое

    Телеметрические системы служат для передачи информации от датчика на регистрирующее устройство. Известно много разновидностей телеметрических систем, которые отличаются друг от друга, прежде всего физической природой переносчика информации. Например, в проводной телеметрии эту роль выполняет поток электронов, в радиотелеметрии – радиоволны, в гидротелеметрии – ультрозвуковые колебания, распространяющиеся в воде. Основное достоинство проводной телеметрии заключается в ее простоте и высокой помехоустойчивости; недостатком – ограничение подвижности спортсмена при проведении измерений. Радио- и гидротелеметрия также имеют свои достоинства и недостатки.

    Регистрация результатов измерений осуществляется с помощью индикации и регистрации .

    Индикация может осуществляться зрительно (по стрелочному, цифровому, осциллографическому индикатору) или на слух (когда результат измерения преобразуется в звук определенной громкости и тона).

    Регистрация чаще всего осуществляется аналоговым способом, для этого используют самописцы, с перьевой, струйной или тепловой записью. Особыми разрешающими способностями, в отличие от перечисленных, обладают самописцы с фотозаписью.

    Выбор того или иного метода регистрации определяется задачами исследования и требуемой точностью измерения временных, амплитудно-частотных составляющих и т.п.

    1 От какой части измерительной системы зависит качество регистрации изучаемых параметров?

    Датчика Линии связиРегистрирующего устройстваВычислительного устройства

    2 Какая часть измерительной системы воспринимает изменения измеряемого показателя?

    3 Какая часть измерительной системы выполняет функцию передачи информации?

    Датчики Линия связиРегистрирующее устройствоВычислительное устройство

    4 В зависимости от поступающих сигналов все датчики делятся на …

    Датчики биомеханических характеристик Датчики динамических характеристикДатчики усилийДатчики биоэлектрических процессовДатчики электрокардиограммы

    5 Инструментальные методы контроля за спортсменами делятся на две группы. Какие?

    Оптические и оптико-электрические НейрофизиологическиеКардиографическиеМеханоэлектрическиеМетоды киносъемки

    6 Кинограммой называют …

    7 Циклограммой называется…

    Способ регистрации движения спортсмена в трехмерном пространстве Совокупность прерывистых линий, воспроизводящих траектории звеньев движущегося телаОтпечатанный на фотобумаге отрезок кинолентыСовмещенное изображение нескольких поз движущегося объекта

    8 Стереосъемкой называется…

    Способ регистрации движения спортсмена в трехмерном пространстве Совокупность прерывистых линий, воспроизводящих траектории звеньев движущегося телаОтпечатанный на фотобумаге отрезок кинолентыСовмещенное изображение нескольких поз движущегося объекта

    9 Тензоэффект как метод измерения …

    10 Пьезоэффект как метод измерения …

    Силы УскоренияСкоростиЛинейного перемещенияУглового перемещения

    11 Электромагнитная индукция как метод измерения …

    Силы УскоренияСкоростиЛинейного перемещенияУглового перемещения

    12 Закон Ома как метод измерения …

    Силы УскоренияСкоростиЛинейного перемещенияУглового перемещения

    13 Эффект Допплера как метод измерения …

    Силы УскоренияСкоростиЛинейного перемещенияУглового перемещения

    14 Фотоэффект как метод измерения …

    Силы УскоренияСкоростиЛинейного перемещенияУглового перемещения

    15 Поток электронов выполняет роль переносчика информации при …

    16 Радиоволны выполняют роль переносчика информации при …

    Гидротелеметрии Проводной телеметриирадиотелеметрии

    17 Ультрозвуковые колебания выполняют роль переносчика информации при …

    Гидротелеметрии Проводной телеметрииРадиотелеметрии

    Реферат

    по дисциплине: Теория спорта

    тема:

    контроль в спортивной подготовке


    План

    1. Характеристика комплексного контроля в спорте.

    2. Виды контроля.

    3. Требования к показателям контроля.


    1. Характеристика комплексного контроля в спорте

    В настоящее время тренировочный процесс, направленный на показание высокого результата спортсменом, немыслим без: планирования и контроля, хорошего медицинского обеспечения и материальной базы, квалифицированных тренерских кадров и квалифицированного отбора в виды спорта и т.д. Все вышеперечисленное и отлаженное в систему дает результат на Олимпийских играх и международных соревнованиях, нашу страну, как спортивную державу признают во всем мире.

    Итак, одной из важнейших сторон спортивной тренировки является контроль .

    Наиболее информативным и полным является комплексный контроль. На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и слабые стороны подготовленности спортсменов, внести соответствующие коррективы в программу их тренировки, оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.

    Комплексный контроль - это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, психологические, биологические, социометрические, спортивно-медицинские и другие методы и тесты).

    Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируются три группы показателей:

    1) показатели тренировочных и соревновательных воздействий;

    2) показатели функционального состояния и подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;

    3) показатели состояния внешней среды.

    Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах. Выделяют три группы тестов.

    Первая группа тестов - тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, толщина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, туловища и т.д.).

    Тест (от лат. test - задача, проба) - метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью. В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты.

    Информация, получаемая с помощью тестов первой группы, является основой для оценки физического состояния спортсмена.

    Вторая группа тестов - это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (например, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специфическая особенность этих тестов заключается в выполнении непредельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение максимально возможного результата здесь не нужна.

    Третья группа тестов - это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, биохимических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов - необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.

    Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают оперативный, текущий и этапный контроль.

    Оперативный контроль направлен преимущественно на оптимизацию программ тренировочных занятий, выбор таких упражнений и таких комплексов, которые в наибольшей степени будут способствовать решению поставленных задач. Здесь могут использоваться самые разнообразные тесты, позволяющие выявить оптимальный для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность работы, величину отягощений и т.п. Указанные виды контроля служат основой для разработки соответствующих планов подготовки: перспективного - на очередной тренировочный макроцикл или этап; текущего - на мезоцикл, макроцикл, занятие; оперативного - на отдельное упражнение или их комплекс.

    Текущий контроль - здесь проводится оценка работы различной преимущественной направленности, определение формирования процессов утомления спортсменов под влиянием нагрузок отдельных занятий, учет протекания восстановительных процессов в организме, особенностей взаимодействия с разными по величине и направленности нагрузками в течение дня или микроцикла. Это позволяет оптимизировать процесс спортивной тренировки в течение дня, микро- и мезоцикла, создать наилучшие условия для развития заданных адаптационных перестроек.

    Этапный контроль - основными задачами являются определение изменения состояния спортсмена под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработка стратегии на последующий макроцикл или период тренировки. Следовательно, в процессе поэтапного контроля всесторонне оценивают уровень развития различных сторон подготовленности, выявляют недостатки подготовленности и дальнейшие резервы совершенствования. В результате - разрабатывают индивидуальные планы построения тренировочного процесса на отдельный тренировочный период или весь макроцикл.

    Частота обследований при этапном контроле может быть различной и зависит от особенностей годичного планирования, специфики вида спорта, материально-технических условий. Наиболее эффективной является такая форма поэтапного контроля, когда обследования проводятся трижды в макроцикле - на первом и втором этапах подготовительного и в соревновательном периоде. Если в течение года планируется 2-3 макроцикла, поэтапные обследования проводят в соревновательном периоде - один раз в макроцикле и на основе этих данных строят тренировочный процесс в последующем макроцикле.

    Особое внимание нужно обращать на идентичность условий при проведении поэтапных обследований и на устранение возможного влияния на их результаты предшествовавших тренировочных нагрузок. Специалисты стремятся подобрать такие тесты, на результатах которых не отражается динамика повседневных возможностей спортсменов в ходе применяемых нагрузок. В противном случае можно зафиксировать не действительные изменения, происшедшие в состоянии спортсмена в результате тренировки, а лишь некоторые текущие изменения в его состоянии, которые могут существенно колебаться в течение нескольких дней. Однако в спортивной практике объективная оценка подготовленности спортсмена возможна, как правило, лишь в процессе использования специфических для данного вида спорта нагрузок, требующих предельной мобилизации соответствующих функциональных возможностей. Уровень их проявления колеблется под воздействием направленности и величины отдельных тренировочных нагрузок, предшествовавших обследованию, психологического состояния спортсменов и т.п. Поэтому объективное проявление функциональных возможностей спортсмена в большинстве тестов возможно лишь после специальной подготовки к обследованию. Подготовка заключается в устранении утомления от предшествующей тренировочной работы, настройке спортсменов на серьезное отношение к выполнению программ тестов и т.п. К поэтапному контролю спортсменов нужно, во-первых, подводить в оптимальном состоянии и, во-вторых, по возможности обеспечить стандартность условий обследования.

    Таблица 8 - основное содержание комплексного контроля и его разновидности

    Разновидности комплексного контроля Направления контроля
    Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями Контроль за состоянием и подготовленностью спортсменов Контроль за состоянием внешней среды
    Контроль соревновательной деятельности (СД) Контроль тренировочной деятельности (ТД)
    Этапный а) измерение и оценка различных показателей на соревнованиях, завершающих определенный этап подготовки; б) анализ динамики показателей СД на всех соревнованиях этапа а) построение и анализ динамики нагрузки на этапе подготовки; б) суммирование нагрузок по всем показателям за этап и определение их соотношения Измерение и оценка показателей контроля в специально организованных условиях в конце этапа подготовки За климатическими факторами (температура, влажность, ветер, солнечная радиация), за качеством инвентаря, оборудования, покрытий спортивных сооружений, характеристикой трасс соревнований и тренировки, скольжением, поведением зрителей и объективностью судейства на соревнованиях и их влиянием на результаты в спортивных соревнованиях и контрольных тренировочных занятиях
    Текущий Измерение и оценка показателей на соревновании, завершающем макроцикл тренировки (если она предусматривается планом) а) построение и анализ динамики нагрузки в микроцикле тренировки; б) суммирование нагрузок по всем характеристикам за микроцикл и определение их содержания Регистрация и анализ повседневных измерений подготовленности спортсменов, вызванных систематическими тренировочными занятиями
    Оперативный Измерение и оценка показателей на любом соревновании Измерение и оценка физических и физиологических характеристик нагрузки упражнений, серии упражнений, тренировочного занятия Измерение и анализ показателей, информативно отражающих изменение состояния спортсменов в момент или сразу после упражнения и занятий

    2. Виды контроля

    Контроль – это операция, при помощи которой определяется соотношение между содержанием тренировки и ее следствием. Он тесно связан с планированием. Только на основе данных контроля над динамикой функционального состояния спортсмена, его спортивных результатов, общей и специальной подготовленности можно составлять планы подготовки, корректировать их выполнение, осуществлять управление процессом тренировки.

    Основным источником информации об эффективности тренировочного процесса является педагогический контроль, в котором учитываются и другие сведения, например,
    данные врачебных наблюдений.

    Педагогический контроль – это процесс получения информации о влиянии занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

    Главной задачей педагогического контроля является получение информации об основных результатах тренировочного процесса, это:

      состояние спортсмена;

      тренировочные и соревновательные нагрузки, поведение спортсменов при их выполнении;

      уровень технической подготовленности;

      спортивные результаты.

    Основное в педагогическом контроле – это оценка состояния, характерного для спортсмена в определенный момент тренировочного процесса.

    В теории спорта выделяются три ведущие формы педагогического контроля над состоянием спортсмена: поэтапный, текущий, оперативный контроль.

    Поэтапный контроль, цель которого – оценить перманентное состояние спортсмена в течение относительно длительного времени: недель, месяцев; эта форма контроля дает информацию о степени подготовленности спортсмена на том или ином этапе круглогодичного процесса; на ее основе ставятся поэтапные задачи тренировки, планируются результаты выступлений;

    Текущий контроль, цель которого – определить колебания в состоянии спортсмена
    в микроциклах тренировки.

    Оперативный контроль, цель которого – экспресс оценка того состояния, в котором в данный момент находится спортсмен.

    При поэтапном контроле источником информации о состоянии спортсмена могут служить:

      материалы комплексного обследования спортсменов по широкой программе с использо-ванием специальной аппаратуры;

      результаты контрольных испытаний, соревнований, прикидок;

      итоговые данные педагогических наблюдений за спортсменами и анализ их дневников;

      данные диспансерного обследования.

    При текущем и оперативном контроле источником необходимой информации являются:

      данные педагогических наблюдений за поведением спортсменов на тренировках

      и соревнованиях;

      результаты выполнения тренировочных и соревновательных упражнений;

      стандартные испытания – эталоны (тесты) для определения специальной работоспо-собности спортсмена;

      данные самоконтроля спортсмена и его самочувствия;

      некоторые аппаратурные методы срочной информации о состоянии спортсмена.

    Методы срочной информации, которые используются в ходе учебно-тренировочного занятия, являются специфическими для вида спорта, тогда как многие другие способы оперативного и текущего контроля могут быть общими для ряда видов спорта.

    Наиболее распространенными методами получения объективной информации о состоянии спортсмена являются обследования, проводимые с помощью специальной аппаратуры
    и тестирование. Изучаются главным образом функциональное состояние организма спортсменов,
    их психические функции, специальная работоспособность.

    Для оценки функционального состояния применяются пульсометрия, электрокардиография, исследование функции дыхания, миотонометрия, рефлексометрия.

    Специальная работоспособность исследуется в процессе выполнения упражнений, связанных со спортивной специализацией, с одновременной регистрацией данных физиологической стоимости работы.

    С помощью рассмотренных методов педагогического контроля оценивается также переносимость спортсменами тренировочных и соревновательных нагрузок и их влияние на организм. Для оценки поведенческих реакций спортсменов используются главным образом психолого-педагогические методы: фиксированное наблюдение, опрос, беседа и др.

    Информация о технике выполнения движений получается с помощью кино- и фотосъемки, телевизионной записи, биомеханического анализа, а также показателей педагогического наблюдения на тренировках и соревнованиях.

    Основные данные контроля учитываются в планах, журнале учета, дневниках. В планах учебно-тренировочной работы отмечается фактическое выполнение тренировочных заданий в определенных количественных мерах.

    В журнале учета учебно-тренировочной работы фиксируются необходимые справочные данные о спортсменах, спортивные достижения, индивидуальные задания, результаты контрольных и тестовых испытаний, медицинских и специальных обследований, посещаемость, направленность и содержание занятий.

    В дневник спортсмена заносятся его анкетные данные, спортивная биография, контрольные задания и нормативы, результаты прикидок и контрольных тестов, номер,
    дата, продолжительность тренировки, количество и характер проделанной работы.
    Ежедневно отмечается самочувствие до и после тренировки (пульс, аппетит, настроение и др.). Оценивается воздействие восстановительных средств, качество сна. Данные, касающиеся содержания тренировок и реакции организма на них, в дальнейшем суммируются за микроцикл (неделю), месяц, этап, период.

    В отдельных документах – протоколах, отчетах, специальных учетных формах – накапливается информация о результатах соревнований, поэтапных углубленных обследований, контрольных испытаний.

    Совершенствование контроля тренировочного процесса связано с разработкой и внедрением информационно-управленческих систем. Тренер не в состоянии получить и осмыслить огромный объем информации, необходимый для оптимального планирования современного процесса тренировки. Помощь в этом оказывает компьютерная техника.

    К задачам контроля общей физической подготовки относятся:

      обеспечение всестороннего и гармонического физического развития организма человека;

      укрепление здоровья;

      создание базы для специальной физической подготовки в профессиональной или спортивной деятельности.

    Основные виды физической подготовки - специальная физическая подготовка, спортивная подготовка, техническая подготовка, тактическая подготовка.

    Специальная физическая подготовка – это процесс, который обеспечивает развитие физических качеств, специфичных для конкретных видов спорта или конкретных видов труда по профессии.

    Специальная физическая подготовка обеспечивает избирательное развитие отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализированных упражнений.

    Спортивная подготовка – длительный педагогический процесс, направленный на использовании всей совокупности тренировочных и внетренировочных средств, методов, условий, с помощью которых обеспечивается необходимая степень готовности к спортивным достижениям.

    Готовность к достижению спортивных результатов характеризуется соответствующим уровнем развития физических качеств - силы, быстроты, выносливости и других (физическая подготовка), степенью владения техникой и тактикой (техническая и тактическая подготовка), необходимым уровнем развития психических и личностных свойств (психологическая подготовка) и соответствующим уровнем знаний (теоретическая подготовка).

    Техническая подготовка - процесс обучения техники выполнения физических упражнений и технических приемов.

    Под совершенной техникой понимают наиболее рациональные, эффективные способы выполнения двигательного действия с целью достижения наилучшего результата.

    Под тактической подготовкой понимают специфический общепри­нятый и закономерный процесс, сложившийся в спортивной практике, на основе которого спортсмен должен научиться приспосабливаться к любому противнику и любой ситуации, рационально и целенаправленно используя в соревнованиях свои физические качества и технические умения и навыки.

    В основе тактической деятельности лежит психическая деятельность высших отделов мозга. Тактическая деятельность носит комплексный характер и включает интеллектуальные и физические способности человека.

    Формы тактики связаны с характером соревновательной борьбы. Следует различать пассивную и активную тактику. Пассивная тактика - умышленное предоставление инициативы противнику. Активная тактика - это навязывание противнику действий, выгодных для себя (рваный бег, замедленная игра в центре с рывком).

    В процессе педагогического контроля также проверяется и психологическая подготовка спортсмена.

    Психологическая подготовка - это совокупность психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование таких психических функций, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

    Психологическая подготовка включает в себя две относительно самостоятельные и в то же время взаимосвязанные стороны: морально-волевую и специальную психологическую подготовленность.

    Морально-волевая подготовка связана с такими качествами, как целеустремленность – способность четко определять ближайшие и перспективные цели и задачи. Решительность
    и смелость – разумный риск в сочетании с обдуманностью решений. Настойчивость – стремление достичь намеченной цели, самообладание и выдержка – способность управлять своими мыслями
    и поступками в условиях эмоционального возбуждения, инициативность – предполагает творчество, личный почин, находчивость и сообразительность и самостоятельность.

    В процессе занятий спортом воспитываются воля и характер, т.к. необходимо соблюдать строгий режим, переносить большие нагрузки, преодолевать отрицательные эмоции и различные трудности.

    С помощью специальной психологической подготовки формируется психофизическая устойчивость к различным условиям внешней среды: способность проявлять устойчивость внимания, памяти в условиях умственного утомления и нервно-эмоционального напряжения; способность воспринимать и обрабатывать информацию в условиях дефицита времени; способность головного мозга к формированию опережающих реакций, предшествующих реальному двигательному действию.

    Практическая реализация педагогического контроля осуществляется в системе специально реализуемых проверок, включаемых в содержание занятий по физическому воспитанию.
    Такие проверки позволяют вести систематический учет по двум наиболее важным направлениям:

      степени усвоения техники двигательных действий;

      уровню развития физических качеств.

    В системе контроля за усвоением техники двигательных действий, осуществляемого преподавателем физического воспитания в процессе педагогического контроля, принято различать три вида проверок:

      предварительную (контрольные нормативы);

      текущую (отмечается в журнале);

      итоговую (прием государственных тестов).

    К методам педагогического контроля относятся:

    ° анкетирование занимающихся;

    ° анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса;

    ° педагогические наблюдения во время занятий;

    ° регистрация функциональных и других показателей;

    ° тестирование различных сторон подготовки.

    Самоконтроль

    Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья.

    Самоконтроль состоит из простых общедоступных приемов наблюдения и складывается из учета субъективных и объективных показателей, таких как самочувствие, сон, аппетит, желание тренироваться, переносимость нагрузок и т.д.

    Объективные показатели – это прием наблюдения за весом, пульсом, спирометрией, частотой дыхания, артериальным давлением, динамометрией. Самоконтроль необходимо вести во все периоды тренировки и даже во время отдыха. Самоконтроль имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и общественной гигиены, режима учебы, труда, быта и отдыха. Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля.

    Врачебный контроль

    Врачебный контроль – это научно-практический раздел медицины, изучающий состояние здоровья, физического развития, функционального состояния организма занимающихся физическими упражнениями и спортом.

    Главная задача врачебного контроля - обеспечение правильности и высокой эффективности учебно-тренировочных занятии и спортивных мероприятий.

    Врачебный контроль призван исключить все условия, при которых могут появляться отрицательные воздействия от занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся. Врачебный контроль является обязательным условием предупреждения травматизма в процессе физического воспитания студентов и осуществляется в соответствии с "Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием в вузе".

    Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:

      регулярные медицинские обследования и контроль занимающихся физическими упражнениями и спортом;

      врачебно-педагогическое наблюдение за занимающимися во время занятий и соревнований;

      санитарно-гигиенический контроль за условиями занятий и соревнований;

      санитарно-просветительская работа и пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни;

      профилактика спортивного травматизма и заболеваний;

      проведение комплексных и восстановительных мероприятий.

    Для студентов медицинское обследование проводят перед началом учебного года один раз в год. Для лиц имеющих отклонение в здоровье, – 2 раза в год. Для лиц активно занимающихся спортом, –3 – 4 раза в год.

    Ежегодные врачебные осмотры студентов позволяют изучить состояние здоровья, физическое развитие и функциональные способности важнейших систем организма, а также установить медицинскую группу занимающихся студентов.

    Установленное многолетней практикой врачебного контроля происходит распределение занимающихся на группы: основную, подготовительную и специальную.

    Основная группа – без отклонений в состоянии здоровья.

    Подготовительная группа – без отклонений, но с недостаточным физическим развитием и подготовленностью.

    Специальная группа – имеют отклонения в состоянии здоровья, требующие ограничение физических нагрузок.

    Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в процессе занятий по физическому воспитанию в соответствии с состоянием здоровья занимающихся.



    Оглавление
    Методология выбора содержания программ по физической культуре и спорту, методов проектирования и контроля обучения

    Самое обсуждаемое
    Феликс баумгартнер совершил прыжок из стратосферы Прыжок с самой высокой высоты Феликс баумгартнер совершил прыжок из стратосферы Прыжок с самой высокой высоты
    Упражнения на поясницу без осевой нагрузки Упражнения на поясницу без осевой нагрузки
    Александр Жулин: биография, личная жизнь, семья, фото Александр Жулин: биография, личная жизнь, семья, фото


    top