Конспект занятия на тему: "Рыбы" в старшей группе. Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста на тему «Рыбки Задания по теме рыбы в старшей группе

Конспект занятия на тему:

Конспект ОД в детском саду. Старшая группа

Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
Описание работы: Предлагаю вам конспект образовательной деятельности на тему «Рыбы» для детей старшей группы (5-6 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Это конспект образовательной деятельности, направленный на обогащение представлений детей о рыбах, развитие речевой активности детей через составление рассказов по картинкам.

Образовательная область: Речевое развитие
Цель: Составление описательных рассказов о рыбах.
Задачи
Образовательные
Учить детей составлять описательные рассказы о рыбах.
Совершенствовать навыки словообразования.
Упражнять в подборе к существительному прилагательных, глаголов.
Обеспечить игровую, познавательную, речевую активность.
Развивающие
Развивать мышление, связную речь, ориентировку в пространстве.
Воспитательные
Воспитывать партнерские взаимоотношения между детьми, умение работать в командах.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, проблемные вопросы, система трех вопросов, рассказ воспитателя, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: Картинки с изображением рыб, маршруты, мнемотаблица.
Предварительная работа: Беседы о рыбах, рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий рыб, чтение художественной литературы по теме.
Воспитатель: Скажем скороговорку: рыбу ловит рыболов, в речку весь ушел улов. (скороговорку повторяют все вместе, затем девочки, мальчики, в медленном, быстром темпе)
Сообщение темы занятия
Воспитатель: Дети, посмотрите на доску. Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (о рыбах)

Воспитатель: Для того, чтобы мы получили много интересной, полезной информации, мы используем систему трех вопросов.
1 вопрос: Что мы знаем о рыбах? (ответы детей)
Воспитатель: Где водятся рыбы?
Дети: В воде.
Воспитатель: Чем покрыто тело рыб?
Дети: Чешуей.
Воспитатель: Чем дышат рыбы?
Дети: Жабрами.
Воспитатель: Что рыбы делают в воде?
Дети: Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, охотятся и т.д.
Воспитатель: Какие рыбы?
Дети: Мокрые, скользкие, быстрые, большие, маленькие, морские, речные, аквариумные, осторожные, яркие и т.д.
Воспитатель: Молодцы, как много уже мы знаем о рыбах!
2 вопрос: Что мы еще хотим узнать о рыбах? (ответы детей) Как много вы хотите узнать!
3 вопрос: Как мы можем это узнать? (ответы детей). Да, информацию можно получить из разных источников: книг, энциклопедий, интернета, спросить у взрослых.

Дидактическая игра «Подберем слова родственники к слову «рыба»
Воспитатель: Как назовем маленькую рыбу?
Дети: Рыбка.
Воспитатель: Назовите рыбу ласково.
Дети: Рыбонька, рыбочка
Воспитатель: А как мы назовем большую рыбу?
Дети: Рыбина.
Воспитатель: Как называют человека, который ловит рыбу?
Дети: Рыбак, рыболов, рыбачка, рыбачек.
Воспитатель: Куда пошел рыбак?
Дети: На рыбалку.
Воспитатель: Что он делает на рыбалке?
Дети: Рыбачит.
Воспитатель: Какой крючок нужен для ловли рыбы?
Дети: Рыболовный.
Воспитатель: Как называется суп из рыбы?
Дети: Рыбный.
Воспитатель: А жир рыбы, какой?
Дети: Рыбий.
Воспитатель: Как называется поселок, в котором живут рыбаки?
Дети: Рыбацкий.
Воспитатель: Мы назвали много слов-родственников. А без какого слова не было бы всех этих слов? (Рыба)

Физкультурная минутка «Рыбы»
Рыбы плавают в реке, в Черном море, озерке (волнообразные движения рук)
Окунь, ерш, карась, налим – все относятся к речным (загибать пальцы)
А еще есть щука, лещ. (ладонями имитируют пасть щуки; затем соединяем ладошки, показывая плоского леща)
В общем всех не перечесть. (машут правой рукой)
Мы о рыбах продолжаем: о морских заводим речь. (гребут руками)
В море плавают акулы, камбала и рыба – меч. (сгибают пальцы)
Сельдь, скат, рыба-пила, (сжимают пальцы в кулачки)
Даже есть такая рыба под названием игла (руки вверх)
Все, что связано с водой, это рыбам дом родной. (руки над головой, изображая крышу)

Воспитатель: Сегодня наша задача: составить рассказы о рыбах. Для того, чтобы это было интересно и плодотворно, нам надо обсудить план. Чтобы вам было легче запомнить пункты плана, у нас есть таблица.

Воспитатель: Как вы думаете, какой первый пункт плана? (назвать рыбу)
Второй пункт? (где живет) Правильно, надо назвать место ее обитания.
Эта группа рыб, где водится (в реке) Какие это рыбы? (речные)

Воспитатель: А эта? (в море) Какие они? (морские)

Воспитатель: А эти рыбки, где живут? (а аквариуме) Какие они? (аквариумные)

Воспитатель: Третий пункт? (описать рыбу, сказать из каких частей она состоит)
И последний пункт плана? (чем питается)

Воспитатель: Составлять рассказы мы будем в командах. Вам надо будет разделиться на команды, пройти по маршруту, найти картинку, вместе составить рассказ по плану, самостоятельно решить, кто будет рассказывать: это может быть один человек, два или вся команда – как вы решите. Вспомним правила работы в командах.
Дети: Надо работать дружно, не перебивать друг друга, обсуждать тихо, чтобы не мешать другим командам, уважать мнение каждого.
Дети делятся на команды, проходят по маршрутам, составляют рассказы о рыбах по плану. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Маршруты
Дети начинают движение от красного конуса. Стрелочками показано направление, цифры обозначают, сколько надо сделать шагов.

После обсуждения команды собираются вместе.
Воспитатель: Послушаем первую команду
Примерный рассказ о щуке
Это щука. Она живет в реке. Тело покрыто чешуей. У нее есть голова, жабры, плавники, хвост, острые зубы. Она хищник – питается мелкими рыбешками.
Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о щуке? (ответы детей)

Рассказ воспитателя.
А вы знаете о том, что щуку называют пресноводной акулой? Щука обладает большим проворством движений. Известны случаи, когда щуки хватали и затягивали под воду утят, мышей, белок. Редкой рыбе удается избегнуть зубастой пасти погнавшегося за ней хищника. Тем более, что щука преследует ее не только в воде, но даже и в воздухе. Прыжки щуки изумительны! Все-таки большей частью хватает она свою добычу из засады или же прибегает к хитрости: щука не редко становится на мели и хвостом мутит ил, так что муть совершенно закрывает ее от мимо идущих рыбок.

Воспитатель: Послушаем вторую команду
Примерный рассказ о золотой рыбке
Это золотая рыбка. Она аквариумная рыбка. У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбы покрыто чешуей. Каждая чешуйка похожа на золотую монету, такая же круглая и блестящая. Она питается сухим кормом.
Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о золотой рыбке? (ответы детей)

Рассказ воспитателя
Давным-давно в Китае было начато производство сосудов довольно больших размеров с широкой горловиной, предназначенных для содержания золотых рыбок в домашних условиях. Это были первые домашние аквариумы, и называли их «рыбьими прудами».
А вы знаете, что аквариумная рыбка телескоп – ближайшая родственница (разновидность) золотой рыбки. Посмотрите, как они похожи, но главной отличительной особенностью являются глаза большого размера.

Воспитатель: Послушаем третью команду
Примерный рассказ о морском коньке
Это морской конек. Он обитает в морях. Голова у него точь-в-точь лошадиная, а чешуи нет, тело покрыто твердыми костяными пластинками. Загнутым наперед хвостиком морской конек цепляется за стебли морской травы. Рот у конька трубочкой, которой он засасывает червячков, рачков и прочую мелкую живность.
Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о морском коньке? (ответы детей)

Рассказ воспитателя
Морские коньки очень интересные создания! Они ведут малоподвижный образ жизни, прикрепляясь гибкими хвостами к стеблям растений. Морские коньки меняют окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Они подстраивают цвет своих чешуек под цвет кораллов или водорослей, из-за чего их практически не видно. Так они защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей.
Коньки могут передвигаться «верхом» на рыбах. Благодаря своему изогнутому хвосту, морские коньки могут путешествовать на большие расстояния. Они хватаются за плавники окуня и держаться до тех пор, пока рыба не заплывет в заросли водорослей.

Воспитатель: Вы составили рассказы о щуке, золотой рыбке, морском коньке: они такие интересные, разные – а что их объединяет? (живут в воде) В чем их различие? (внешний вид: необычная форма морского конька; обитают в естественных, искусственных водоемах)
Воспитатель: Кем была рыба, до того, как стать взрослой? (мальком) А до этого? (икринкой) Как рыба растет и развивается мы узнаем в следующий раз.

Рефлексия
Воспитатель: Сегодня мы много успели сделать: поиграли, поговорили о рыбах, подобрали слова-родственники, рассказали стих, поработали в командах, составили рассказы, обсудили планы на будущее. Поделитесь своими впечатлениями: что понравилось, что было легко, сложно, что нового узнали?

Речевое развитие

Воспитатель Резаева И.А.

Лексическая тема « Аквариумные и пресноводные рыбы»

Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений об аквариумных рыбах, формирование представлений о пресноводных рыбках, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Пресноводные рыбы» (животное, рыба, река, пруд, озеро, водоем, аквариум, малек, икра, охота, хищник, меченосец, гуппи, скалярия, гурами, сом, щука, лещ, карп, ерш, карась, плотва, окунь, судак, красноперка, форель.

туловище, хвост, плавник, чешуя, жабры; прозрачный, хищный, зубастый, длинный, блестящий, усатый, полосатый, серебристый; ловить, охотиться, плавать, размножаться, питаться, затаиться). Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных с предлогами, обогащение речи словами-антонимами). Совершенствование навыков звукового анализа. Совершенствование навыков чтения и «печатания» слов с пройденными буквами.

Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Картина «Пресноводные рыбы» (Живая природа. Вмире животных. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.), книжка-раскраска «Пресноводные рыбы» (Нищева П. В. Пресноводные рыбы. Книжка-раскраска.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.), контейнер с карандашами, плоскостные изображение пресноводных рыб, мяч.

Предварительная работа. Просмотр слайдов с изображениями аквариумных и пресноводных рыб, беседа об образе жизни аквариумных и пресноводных рыб. Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционального фона. Развитие ручной моторики, координации движений.]

В-ль. Садитесь, берите в руки удочки и начинайте ловить рыбу. Старайтесь не мешать друг другу. Улов складывайте в ведерки.

Дети играют.

В-ль. Положите удочки, сосчитайте, по сколько рыбок у вас в ведерках.

1 -й ребенок. У меня две рыбки.

2 -й ребенок. У меня одна рыбка.

3-й ребенок. У меня четыре рыбки.

4-й ребенок. Ау меня пять рыбок.

В-ль. Молодцы! Вот как много рыбы поймали. Сегодня мы с вами будем говорить о рыбах, которые живут в аквариумах и водоемах: реках, озерах, прудах.

2. Рассматривание картины «Пресноводные рыбы», беседа по ней. [Формирование представлений о пресноводных рыбах, расширение словаря по теме «Пресноводные рыбы», обогащение речи словами-антонимами. Развитие диалогической речи.]

В-ль. В прошлом году мы с вами познакомились с жизнью аквариумных рыбок. Каких аквариумных рыбок вы знаете?

Дети. Золотую рыбку, меченосца, гуппи, гурами, скалярию.

В-ль. Молодцы. Вот как много названий вспомнили!

В-ль. А вот эти рыбы живут в прудах, озерах, реках. Их называют пресноводными. Может быть, вы знаете некоторых из них?

В-ль. Давайте рассмотрим рыб и поговорим о том, какие части тела у них есть. Подойдите к доске и покажите части тела разных рыб.

В-ль. Обратите внимание на то, какой разной формы могут быть тело и голова рыбы, какие разные у рыб хвосты и плавники. У щуки длинная голова и длинное тело. А у леща?

Д е т и. У леща небольшая голова и широкое тело.

В-ль. У сома огромная голова и длинное толстое тело. А у ерша?

Д е т и. У ерша маленькая голова и небольшое широкое тело.

В-ль. У судака и ерша острые спинные плавники. А у сома?

Д е т и. У сома спинной плавник маленький и не острый.

В-ль. У щуки хвост большой. А у сома?

Д е т и. У сома хвост маленький.

В-ль. А еще посмотрите, какой разной чешуей покрыто тело рыб. У леща она крупная. А у судака?

Дети. Мелкая.

В-ль. А у сома вообще нет чешуи. Его тело покрыто толстой кожей. А еще у всех рыб есть жабры. Для чего они нужны?

Дети. Они нужны рыбам для того, чтобы дышать.

В-ль. А для чего рыбам плавники?

Дети. Плавники нужны для того, чтобы плавать.

В-ль. Верно. Мы с вами говорили в прошлом году, что слова плавники и плавать из одной семейки. На картинке видно, какие острые зубы у щуки. Щука - хищница. Она питается другими рыбами. Хищные рыбы и сом, и форель, и окунь, и судак. А вот карась, ерш, лещ - не хищники, они питаются водорослями.

3. Рассказывание детьми стихов о пресноводных рыбах. [Развитие общих речевых навыков.]

В-ль. А теперь расскажите стихи о пресноводных рыбах, которые вы выучили дома. Старайтесь говорить четко, правильно произносите звуки, помните о выразительности.

1 -йр е б ен о к.

В пруду или озере, больше нигде,

В тихой, спокойной стоячей воде,

Где буйная зелень на дне разрослась, -

Вот именно там обитает карась.

В. Нищев

2-й ребенок.

С длинным телом серебристым,

Обитает в речке быстрой.

Многим рыбам - страшный враг.

Догадался? Нет? Судак.

В. Нищев

3-й ребенок.

Ерш колючий, конопатый,

Некрасивый и горбатый.

Но ушила без ерша

Вряд ли будет хороша.

Н. Нищева

4-й ребенок.

Щука - хищница речная,

Щука всех в реке пугает.

Разевает щука пасть -

Страшно щуке в пасть попасть.

Н. Нищева

4. Работа по книжке-раскраске. [Развитие тонкой моторики.]

В-ль. Еще раз рассмотрите сома и окуньков на картине. Дорисуйте справа от сома еще одного окунька, а потом правильно раскрасьте рыб.

5 . Анализ слова сом. [Совершенствование навыков звукового анализа.]

В-ль. А теперь давайте сделаем звуковой анализ слова сом. Сколько звуков в этом слове?

Дети. В этом слове три звука.

В-ль. Какой звук вы слышите первым? Расскажите о нем.

Д е ти. Это звук [с]. Он согласный твердый глухой.

В-ль. Каким цветом вы его обозначите?

Дети. Синим.

В-ль. Какой звук следует после него?

Дети. Звук [о[. Он гласный.

Дети. Красным. .

В-ль. И какой звук последний в этом слове?

Дети. Твердый согласный звук [м].

В-ль. Каким цветом вы обозначите его?

Дети. Синим.

6. Пальчиковая гимнастика «Рыбка». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]

Рыбка плавает в водице,

Сложить ладони вместе и показать,

Рыбке весело играть.

как плавает рыбка.

Рыбка, рыбка, озорница,

Погрозить пальчиком.

Мы хотим тебя поймать.

Медленно сблизить ладони.

Рыбка спинку изогнула.

Крошку хлебную взяла.

Сделать хватательное движение

двумя руками.

Рыбка хвостиком махнула,

Снова показать, как плывет рыбка.

Рыбка быстро уплыла.

М. Клокова

7. Игра «Цепочки слов». [Развитие речевого слуха, памяти. |

В-ль. Мне очень хочется проверить, хорошая ли у вас память. Дайте поиграем в игру «Цепочки слов». Я скажу первое название рыбы. Вадик повторит его и добавит еще одно. Настя повторит два названия и добавит третье и так далее. Сом.

1-й ребенок. Сом, ерш.

2-й ребенок. Сом, ерш, щука.

3-й ребенок. Сом, ерш, щука, судак.

4 -й ребенок. Сом, ерш, щука, судак, окунь.

Дети повторяют цепочку слов до первой ошибки. Тогда все дети по очереди пытаются помочь ребенку, допустившему ошибку. Они восстанавливают цепочку. Ошибившийся ребенок повторяет слова.

8. Упражнение «Кто живет в пруду?» [Автоматизация звука [р] в предложении. Расширение представлений о жизни пресноводных рыб.]

В-ль приглашает детей за стол и помещает на магнитную доску плоскостные изображения рыб и символические изображения водоемов: пруда, каменистой речки, илистого дна реки, озера.

В-ль. Я сказала вам, что пресноводные рыбы могут обитать в разных водоемах. Например, форель обитает в быстрых каменистых речках. Карп и карась водятся в прудах. Ерши могут жить в любой реке на илистом дне. Красноперка обитает в озерах. А теперь ответьте на мои вопросы и поместите изображения рыб туда, где они обитают. Помните о правильном произношении звука [р]. Кто живет в пруду?

1-й ребенок. В пруду живут карп и карась.

Ребенок помещает изображения рыб на изображение пруда.

В-ль. Где обитает форель?

2-й ребенок. Форель обитает в быстрой речке.

Ребенок помешает изображение форели на изображение речки.

В-ль. Где водится ерш?

3-й ребенок. Ерш водится в любой реке.

Ребенок помещает изображение ерша на изображение реки с илистым дном.

В-ль. Где может жить красноперка?

4 -й ребенок. Красноперка водится в озерах.

Ребенок помещает изображение красноперки на изображение озера.

В-ль . Вы правильно ответили на мои вопросы и красиво произносили все звуки. Молодцы!

9. Кроссворд. [Совершенствование навыков чтения и «печатания» слов с пройденными буквами.]

Рис. 52

В-ль. В этом кроссворде спрятаны два названия пресноводных рыб. В вертикальном столбике название хищной усатой крупной речной рыбы. Ее тело покрыто не чешуей, а толстой кожей. Кто это?

Дети. Это сом.

В-ль. Напиши это слово, Вадик.

В-ль. В горизонтальной строчке спрятано название хищной речной рыбы. Ее тело покрыто мелкой серебристой чешуей. На спине у нее острый плавник. Кто это?

Дети. Это судак.

В-ль. Напиши это слово, Настя.

Ребенок вписывает буквы в клеточки. Дети хором читают слово.

В-ль. Вот вы и разгадали кроссворд. Похлопайте себе! Вы же просто молодцы!

10. Окончание занятия. [Опенка работы детей.] В-ль предлагает детям вспомнить все задания, которые они выполняли, а потом оценивает работу каждого ребенка.

Занятие 4

Коррекционно-образовательные пели. Активизация и актуализация словаря по теме «Пресноводные рыбы». Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок. Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок. Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных). Совершенствование навыка слогового анализа. Профилактика нарушений письменной речи. Совершенствование навыка ориентировки на плоскости.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Предметные картинки с изображениями пресноводных рыб, игра «Рыбка» (НищеваН. В. Играйка7. Собирайка.- СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.), карточки-шифровки, бумажные рыбки с написанными на них словами.

Предварительная работа. Разучивание стихотворения «Рыбка», развитие общих речевых навыков, автоматизация произношения звука [р] на индивидуальных занятиях с логопедом.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие фонематических представлений. Объявление темы занятия.]

В-ль. Сядет тот, кто вспомнит название пресноводной рыбы, начинающееся со звука [с]. 1 -й ре бе но к. Сом.

2 -й ребенок. Судак.

В-ль. Теперь сядет тот, кто вспомнит название рыбы, начинающееся со звука [о].

3-й ребенок. Окунь.

В-ль. А ты, Диана, вспомни название рыбы, начинающееся со звука [п].

4-й ребенок. Плотва.

2. Игра «Шифровки». [Совершенствование навыка звукобуквенного анализа слов.]

В-ль раздает карточки-шифровки с буквами и кружками синего цвета (рис. 54), ставит на доску картинки с изображениями рыб.

В-ль. Посмотрите каждый на свою карточку, попробуйте отгадать, какое название рыбы на ней зашифровано. Если догадаетесь, подойдите к доске и выберите картинку с изображением этой рыбы.

1 -й ребенок. В слове сом всего три звука, в начале и в конце твердые согласные, а в середине - гласный звук [о].

3. Рассматривание серии картинок «Воришка» и беседа по ней. [Развитие диалогической речи.]

В-ль. Кого вы видите на первой картинке? Что они делают?

1 -й р е б е н о к. Мы видим мальчика. Он ловит рыбу на реке. Ему попалась большая плотвичка.

2 -й ребенок. Из-за куста на мальчика смотрит хитрый кот. Он хочет рыбы.

В-ль. Что вы видите на второй картинке?

3-й ребенок. Мальчик кладет плотвичку в ведерко.

4-й ребенок. А кот прячется за кустами.

В-ль. Что нарисовано на третьей картинке?

1 -й ребенок. Мальчик забрасывает удочку.

2 -й ребенок. А кот достает плотвичку из ведра.

В-ль. Что художник нарисовал на следующей картинке?

3 -й ребенок. Мальчик тащит большого окуня.

4-й ребенок. А кот ест плотвичку.

В-ль. Он не просто ест, он с аппетитом уплетает плотвичку. Ну, и чем же заканчивается история?

1 -й р е б е н о к. Мальчик подходит к ведерку с окунем в руках и видит, что ведерко пустое.

2 -й ребенок. А кот сидит вдалеке и облизывается.

В-ль. Правильно. Сытый и довольный кот облизывается.

4. Пальчиковая гимнастика «Рыбка» (повторение. См.: Занятие 1. Тема «Пресноводные рыбы»).

5 . Упражнение «Стайка». [Совершенствование навыка составления и чтения предложений.]

Воспитатель предлагает детям сесть на ковер и раскладывает перед ними бумажных рыбок с написанными на них словами (жаба, дубом, под, сидит).

В-ль. Прочитайте слова на рыбках и составьте из рыбок стайку так, чтобы получилось предложение.

Дети выполняют задание, составляют и читают предложение.

6. Рассказ по серии картинок «Воришка». [Развитие связной речи.]

Дети по очереди составляют рассказ. Если им трудно начать рассказ, это может сделать воспитатель.

На рыбалке

Однажды Саша пошел на рыбалку. Кот Василий пошел за Сашей. Ему тоже хотелось рыбки. Саша поставил ведерко для рыбы под куст и забросил удочку. Ему сразу же попалась плотвичка. Он опустил плотвичку в ведерко и снова забросил удочку. Тем временем Василий подкрался кведерку и вытащил плотвичку. Пока Саша тащил окуня, кот с аппетитом уплетал рыбку. Саша подошел к ведерку, чтобы положить туда окуня, и увидел, что ведерко пустое. Он очень удивился. А хитрый Василий сидел в стороне и облизывался. Воспитатель предлагает детям выбрать лучшего рассказчика.

8. Игра с мячом «Чей? чья? чьё? чьи?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).]

В-ль. А теперь немного отдохнем и поиграем в игру «Чей? чья? чьё? чьи?» Хвост щуки чей?

1 -йребенок. Щучий.

В-ль. Усы сома чьи?

2 -й ребенок. Сомовьи.

В-ль. Голова судака чья?

3 -й ребенок. Судачья.

В-ль. Туловище окуня чье?

4-й ребенок. Окуневое.

В-ль. Отлично!

9. Игра «Рыбка». [Обогащение словаря, активизация в речи слов - названий частей рыбы (туловище, голова, хвост, плавники, чешуя). Развитие мышления (анализ, синтез). Совершенствование навыка ориентировки на плоскости.]

В-ль. Расскажите стихотворение, которое мы выучили вчера. Следите за произношением звука [р]. Говорите четко, выразительно.

Дети по очереди рассказывают стихотворение.

Рыбка

Рыбка, словно мотылек,

Над водой взлетела.

Глазик - черный уголек

И как льдинка тело.

Плавники дрожат, трепещут,

Спинка выгнулась дугой.

Чешуинки так и блещут

У красавицы такой.

Я собрался на рыбалку.

Только вот рыбешку жалко.

Н. Нищева

В-ль. Покажите и назовите части рыбы. Дети по очереди подходят к доске, показывают и называют части рыбы.

10. Окончание занятия. [Опенка работы детей.] В-ль предлагает детям высказать свои впечатления от занятия, подводит итог изучения темы и оценивает деятельность каждого ребенка.


Любовь Зыкова
Комплекс утренней гимнастики «Рыбки»

Вводная часть.

1. Ходьба.

2. Ходьба обычная, на носках

3. Ходьба с высоким подниманием колен.

4. Ходьба обычная.

5. Ходьба на наружной стороне стопы.

6. Ходьба приставным шагом влево, вправо.

7. Легкий бег.

8. Бег врассыпную.

9. Ходьба в колонне друг за другом.

10. Бег в колонне по одному. Построение в три колонны

Основная часть. Общеразвивающие упражнения.

1. Плаваю под мостиком,

И виляю хвостиком

И. п. : стоя, ноги вместе, руки опущены. 1 – подняться на носки, руки отвести назад, выполняя плавные движения кистями. 2 – и. п.

2. Рыбка, рыбка, озорница,

Хочет комара поймать

И. п. : стоя, ноги врозь, руки в стороны. 1 – повороты туловища влево – вправо, хлопок вытянутыми вперёд руками перед собой. 2 – и. п.

3. Рыбка, рыбка золотая,

То ныряет, то всплывает.

И. п. : ноги врозь, руки на поясе. 1 – наклон туловища вперёд, руки сомкнуты ладонями над головой. 2- -и. п.

4. У маленькой скотинки

Сто серебряных монеток на спинке.

И. п. : лёжа на животе, руки сомкнуты над головой.

1 – поворот на правый (левый)бок, 2 – и. п.

5. Вы поплавать захотели?

Ноги вытянуть назад,

Руки вперёд, мышцы сжать,

Равновесие держать! Упражнение "Рыбка"

1 - равновесие лёжа на животе, 2 – расслабление

6. Рыбки плавают в воде,

То зароются в песке.

И. п. : стоя, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища

1 – присесть, обхватив руками колени, наклон головы к коленям (группировка, 2 – и. п.

7.В море синем рыбки

Плавают, резвятся.

А к большому неводу

Подплывать боятся

Прыжки на двух ногах, руки немного отвести назад

Заключительная часть

Упражнение на дыхание «Рыбка дышит»

И. п. : стоя, ноги вместе, руки внизу. 1 – руки развести в стороны, поднять плавно вверх, вдох 2 – опускаем руки вниз,на выдохе произносим: «Буль – Буль!»

Публикации по теме:

Комплекс утренней гимнастики 1. Курочки Ходьба и непродолжительный бег друг за другом. Построение в круг. Общеразвивающие упражнения 1. "Курочки машут крыльями". И. п. :.

Комплекс утренней гимнастики Конспект коррекционной гимнастики с гантелями. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (для детей с кифотической осанкой). Дата проведения:.

Комплекс утренней гимнастики для детей 2–3 лет Комплекс утренней гимнастики для детей 2-3 лет 15-30 сентября № 1 Форма проведения: ОРУ без предметов «Прилетели воробьи» I. Вводная часть:.

Комплекс утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики «Кружащиеся снежинки» Цель: Воспитание у детей интереса к здоровому образу жизни. Задачи: 1. Учить детей выполнять дыхательные упражнения. 2. Развивать у детей.

Комплекс утренней гимнастики «Птички» Цель: 1. Формировать умение ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга., согласованными, свободными движениями рук и ног. 2. Развивать.

Комплекс утренней гимнастики «Птицы» Возрастная группа: вторая младшая Мероприятие: тематическая неделя «Изучение деятельности ДОУ по укреплению здоровья детей (формирование.

Комплекс утренней гимнастики «Солдаты» Комплекс утренней гимнастики «Солдаты» №1 - февральЦель: оздоровление детей, дать детям эмоциональный заряд на предстоящий день. Программные.

в старшей группе

на тему: «Рыбы»

Составила воспитатель:

Слёзка Е. А

2017г.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности на тему: «Рыбы»

Цель: Закрепить представления детей о рыбах.

Задачи Образовательные: Продолжать учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах)

Совершенствовать навыки словообразования от слова рыба.
Упражнять в подборе к существительному прилагательных, глаголов.
Развивающие: Развивать речь, внимание, мышление, ориентировку в пространстве.

У чить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Воспитательные Воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками.

Оборудование: предметные картинки рыб.

Методы и приемы: Игровой, наглядный, проблемные вопросы, система трех вопросов, рассказ воспитателя, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: Картинки с изображением рыб, Плоскостные рыбки, цветные карандаши.
Предварительная работа: Просмотр картинок с изображением рыб, беседа об образе жизни аквариумных и пресноводных рыб. Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка». Чтение сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка».

Ход занятия

Вос-ль: Ребята посмотрите, кого я вам принесла, показывает детям миску с рыбками. Кто это?
Воспитатель выясняет, что дети знают о рыбках: Что мы знаем о рыбах? (ответы детей)
Вос-ль:
Где водятся рыбы?
Дети:
В воде.
Вос-ль:
Чем покрыто тело рыб?
Дети:
Чешуей.
Вос-ль:
Чем дышат рыбы?
Дети:
Жабрами.
Вос-ль:
Что рыбы делают в воде?

Дети передают друг другу миску с рыбкой.
Дети:
Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, охотятся и т.д.
Вос-ль:
Какие рыбы?
Дети:
Мокрые, скользкие, быстрые, большие, маленькие, морские, речные, аквариумные, осторожные, яркие и т.д.
Вос-ль:
Молодцы, как много уже мы знаем о рыбах!

Дети садятся на стулья.
Вос-ль:
Как назовем маленькую рыбу?
Дети:
Рыбка.
Вос-ль:
Назовите рыбу ласково.
Дети:
Рыбонька, рыбочка
Вос-ль:

Дети:
Рыбина.
Вос-ль:

Дети:

Вос-ль:
Куда пошел рыбак?
Дети:
На рыбалку.
Вос-ль:
Что он делает на рыбалке?
Дети:
Рыбачит.
Вос-ль:

Дети:
Рыболовный.
Вос-ль:
Как называется суп из рыбы?
Дети:
Рыбный.
Вос-ль:

Физминутка:

Рыбка плавает в водице, Д ети показывают туловищем и руками, как

Рыбке весело играть. плавают рыбки

Рыбка, рыбка, озорница Дети грозят пальчиком

Мы хотим тебя поймать Дети вытягивают руки и хлопают ладонями.

Рыбка спинку изогнула, Дети наклоняются вперед, спину выгибают.

Крошку хлебную взяла. «выныривают» за крошкой
Рыбка хвостиком махнула, Снова «плывут».

Рыбка быстро уплыла
Дети садятся на стулья.

Игра «Путаница»

Детям предлагаются перепутанные картинки с изображением рыб.

Вос-ль: Расскажите, какие вы видите рыбы. (Ответы детей.)

Есть рыбы, которые живут в аквариуме (аквариумные рыбки –золотая, меченосец, гуппи, гурами, скалярия.)

Рыбы, которые живут в прудах, озерах, реках, называются речные, озерные, пресноводные (дети находят картинки таких рыб, выкладывают их на стол).

Рыбы, которые живут в морях, называются морские (дети находят картинки таких рыб, выкладывают их на стол).

Закончи предложение и покажи:

Наш дом находится на берегу…(реки, озера)

Дети разводят руки в стороны и поворачиваются вокруг себя;

В реке водилось много…(рыб)

За рекой виднелся…(берег)

Дети проводят руками справа налево;

Мы часто с братом ловили…(рыбу)

Дети изображают плавающих рыб;

Разные рыбы водились в…(воде)

Дети изображают как плывут;

Наловим…(рыбу) и сварим…(уху)

Дети изображают, как едят.

Игра «Назови ласково».

Рыба - …

Икра - …

Сом - …

Река - …

Сельдь - …

Хвост - …

Вода - …

Окунь - …

Плавник-…

Щука-…

Карась-…

Сазан-…

Плотва-…

Игра «Поймай рыбку».

Вос-ль: Посмотрите на рыбок. Представим, что мы на рыбалке и ловим рыбок. Начинаем ловить. (Дети считают рыбок на экране по желанию).

Сосчитайте, по сколько рыбок у каждого.

1 ребенок. У меня две рыбки.

2 ребенок. У меня одна рыбка.

3 ребенок. У меня четыре рыбки.

4 ребенок. У меня пять рыбок.

5 ребенок. А у меня три рыбки.

Вос-ль: Молодцы! Вот как много рыбы поймали.

7. Пальчиковая гимнастика.

Жил да был один налим, Сложенными вместе ладонями дети изображают как плывет рыбка

Два ерша дружили с ним. Плавные движения ладонями, расположенными параллельно.

Прилетали к ним три утки Ритмичные взмахи сложенными накрест ладонями.

По четыре раза в сутки

Раз, два, три, четыре, пять. Загибание пальцев, начиная с больших, на обеих руках.

Игра «Представь, что ты… »

Изобразите жадную старуху.

Вос-ль:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16 оздоровительной направленности»

Конспект занятия по развитию речи

в старшей группе

компенсирующей направленности

на тему: «Рыбы»

Составила воспитатель:

Слёзка Е. А

2017г.

Дидактическая игра «Подберем слова родственники к слову «рыба»
Вос-ль:
Как назовем маленькую рыбу?
Дети:
Рыбка.
Вос-ль:
Назовите рыбу ласково.
Дети:
Рыбонька, рыбочка
Вос-ль:
А как мы назовем большую рыбу?
Дети:
Рыбина.
Вос-ль:
Как называют человека, который ловит рыбу?
Дети:
Рыбак, рыболов, рыбачка, рыбачек.
Вос-ль:
Куда пошел рыбак?
Дети:
На рыбалку.
Вос-ль:
Что он делает на рыбалке?
Дети:
Рыбачит.
Вос-ль:
Какой крючок нужен для ловли рыбы?
Дети:
Рыболовный.
Вос-ль:
Как называется суп из рыбы?
Дети:
Рыбный.
Вос-ль:
Мы назвали много слов-родственников. А без какого слова не было бы всех этих слов? (Рыба)

Игра «Представь, что ты… »

Вос-ль: Ребята, вспомните сказку «Золотая рыбка».

Что делала рыбка? (Рыбка исполняла все желания жадной старухи, которая захотела стать «владычицей морскою».)

Изобразите жадную старуху.

А если бы вы увидели золотую рыбку, что бы попросили?

А как, по-вашему, выглядит золотая рыбка?

Индивидуальная работа за столами.

Вос-ль: Ребята, у вас на столе лежат рыбки. Раскрасьте их по своему желанию. Создайте свою золотую рыбку. (Дети выполняют задание.)


Домашние задания логопеда по лексической теме «Рыбы» для детей старшей логопедической группы включают в себя лексический материал (словарь), грамматические упражнения и задания на развитие связной речи.

Лексическая тема «Рыбы»

Предметы: рыба, окунь, лещ, щука, карась, ерш, плотва, сом, гуппи, золотая рыбка, меченосец, скалярия, гурами., барбус, сомик; мальки, икринки; река, пруд, озеро, аквариум, дом; туловище, жабры, хвост, плавники, чешуя; водоросли, рыбалка, хищники, крючок, червяк; вода.

Признаки: речные, аквариумные, хищные, плавающие; прозрачный, усатый, полосатый, золотистый…

Действия: спасаться, охотиться, ловить, откладывать, плавать…

Задания логопеда по лексической теме «Рыбы»:

1. Подбери признаки (не менее трех признаков):

щука (какая?) – …

2. Подбери действия (не менее трех действий):

щука (что делает?) – …

3. Один – много (множественное число):

рыба – рыбы
окунь — …
щука — …
плавник – …
карась — …
скалярия — …
сомик — …
малек — …
чешуйка — …

4. Есть – нет (родительный падеж):

корм – нет корма
рыба –
окунь — …
плавник – …
карась — …
скалярия — …
сомик — …
малек — …
чешуя — …
аквариум – …
щука — …
вода — …

5. Посчитай:

один аквариум, два …, три …, четыре …, пять
одна щука, две …, три …, четыре…, пять…

6. Нарисуй или вырежи изображения рыб. Раздели их на две группы: аквариумные рыбки и пресноводные рыбки. Покажи назови их части:

туловище, голова, плавники, хвост, жабры, глаза, пасть

7. Выучи стихотворение (ребенок должен знать автора):

На закате дремлет пруд.
По воде круги плывут –
Это маленькие рыбки
Разыгрались там и тут.
Любо им водой плеснуть,
Чешуей на миг блеснуть, -
Рыбкам выпрыгнуть на воздух
Все равно, что нам нырнуть
(Е. Стюарт)

Троян Наталья Анатольевна,
учитель-логопед


Самое обсуждаемое
Функции гладкой мышечной ткани Функции гладкой мышечной ткани
Что делать, если вы не можете стоять и сидеть из-за боли в спине? Что делать, если вы не можете стоять и сидеть из-за боли в спине?
Часовые пояса крупных городов россии Часовой пояс 2 какой город Часовые пояса крупных городов россии Часовой пояс 2 какой город


top