Словесный портрет героя успенский рыболов. Конспект урока по русскому языку на тему " Подготовка к сочинению по картине К.Н.Успенской-Кологривовой " Не взяли на рыбалку" "

Словесный портрет героя успенский рыболов. Конспект урока по русскому языку на тему

Художница Ксения Успенская-Кологривова написала множество сюжетных картин, в которых сочетаются интересное содержание и эмоциональное состояние героев.

Наиболее известная ее работа называется «Не взяли на рыбалку». Она размещена в Государственной Третьяковской галерее. Эта картина была написана через десять лет после Великой Отечественной войны. Здесь изображена деревенская жизнь. Тогда еще у детей было босоногое детство, они одеты в простую одежду. Часто им приходилось донашивать ее после старших братьев или сестер.

У взрослых и детей помимо работы по хозяйству были и развлечения, например, . Особенно приятно, когда отец находил на нее время, и с ним через всю деревню с удочками на плече можно пройти по улице, на зависть другим детям. Тем более не у всех были отцы, многие не вернулись с фронта.

Когда дети узнавали о предстоящей рыбалке, то старались заранее к ней подготовиться. Проверяли состояние удочек, копали червей.

Вот и наш герой, хоть ему всего 4 года, решил пойти с отцом и братом на рыбалку. Его художница разместила в самом центре картины. Но ему отказали. Мальчику стало очень обидно. Он отвернулся, и не стал смотреть на уходящих со двора отца и брата. Ему хотелось плакать, но он сдерживал слезы. Мальчик даже в этот момент не замечал, как наглая курица пытается склевать червяков из банки.

Старший брат обернулся, чтобы понаблюдать за поведением братишки. Он был горд, что его отец забрал с собой. Из двери дома выглядывает веселая сестра. Ей смешно, что младший брат, такой маленький собирался пойти на рыбалку. Ведь нужно немного подрасти, и его обязательно возьмут с собой.

Но мальчику не хочется так долго ждать, ему хочется пойти сегодня, так как он считает себя уже достаточно взрослым. Что еще нужно, ведь он одет в белую рубашку, штанишки на лямках. Самое главное у него есть черви, которые можно наживить на крючок.

Художница настолько реалистично передала настроение и чувства обиженного ребенка, что каждый человек посмотревший на картину, вероятно, вспомнить похожие ситуации из своего детства.

Сочинение: описание иллюстрации О. В. Поповича «Не взяли на рыбалку»

Среди произведений известного художника Олега Владимировича Попова также есть работа под названием «Не взяли на рыбалку». Поэтому многие люди путаются в определении автора. Эта иллюстрация была создана намного позже, что даже заметно по одежде героев. Они одеты в джинсы, рубашки, а на голове старшего брата бейсболка. На спинах двух братьев зеленые рюкзаки.

На обоих картинах изображены четыре героя. Но только на картине Попова вместо отца – старший брат. Скорее всего он студент, приехавший на домой. Он собирается пойти на рыбалку, с другим братом, который учится в школе, а вот братишку помладше им не хочется брать, хотя он подготовил удочку и ведро для рыбы.

Картина вызывает ироническую улыбку. Потому что малыш не сдержался, начал реветь, прикрывая заплаканное лицо рукой, ведро его опрокинулось. Ему было очень обидно, ведь он так готовился: рано встал, нашел удочку и ведро. А тут ему отказывают.

Но братья не собираются его успокаивать. Они считают, что он только будет мешать и отпугивать рыбу. Они не реагируют на его капризы и ведут себя спокойно. Старший брат идет обдумывая, все ли он с собой взял. Держит в одной руке две удочки, а в другой желтую сумку, со снастями и бутербродами. Особенно рад средний брат, ему где-то около двенадцати лет. Он высоко и гордо приподнял голову и удочку.

Сестра относится более доброжелательно, и успокаивает малыша. Хотя, скорее всего, она вообще равнодушна к рыбалке. Но ей как сестре постарше, пришлось встать рано, чтобы присмотреть за своим братишкой. Она даже не сомневалась, а знала точно, что его не возьмут и оставят с ней. Но и ей надоедает реагировать на его капризы. Сестра скрестила руки, держа в руках цветок. Она предполагает, что как только рыбаки уйдут, братишка перестанет плакать.

В своей работе художнику отлично удалось передать настроение героев. Он использовал только яркие краски, которые придают иллюстрации позитива. Даже плач ребенка нами воспринимается лишь с юмором.

Сочинение - рассказ по картине К.Н. Успенской - Кологривовой "Не взяли на рыбалку".

В основе конспекта урока - работа по изучению и анализу произведения изобразительного искусства. Урок иллюстрирует современные подходы к организации творческой работы учащихся, различные активные формы обучения и примеры лексического, словарно - стилистического, орфографического анализа текста и языковых явлений.

Конспект предназначен учителям русского языка общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по русскому языку.

Сочинение-рассказ по картине К.Н.Успенской-Кологривовой "Не взяли на рыбалку"

Цели: познакомить с особенностями композиции рассказа;показать, при помощи каких средств художник раскрывает замысел картины; развивать речевые умения; учить составлять план сочинения.

Оборудование: репродукция картины Ксении Николаевны Успенской-Кологривовой "Не взяли на рыбалку" ; стихотворение Р.Парве "Два рыбака"

Ход урока

I.Организационный момент.Сообщение темы урока.

Зарание подготовленный ученик читает стихотворение Р.Парве "Два рыбака".

Кто эти путники?

Кто там спешит

К берегу нашей реки?

Дедушка с трубкой

И маленький Тийт-

Оба они рыбаки.

Трюх-трюх -

Дед впереди.

Топ-топ-

Внук позади.

Кто там в кустах

Над водо сидит?

Кто там за рыбой

Зорко следит?

Дедушкас трубкой

И маленький Тийт

Ждут,

Когда будет

У рыб аппетит.

Вот поплавок

Наклонился едва.

Удочка гнется в руке.

Дедушка дёрг-

И рыбка плотва

Бьется уже на крючке!

Словно рыбачить!

Идет на крючок

Нынче плотва за плотвой.

Дед говорит:

Собирайся,сынок,

Ждут нас хозяйки домой!

Кто эти путники?

Кто там спешит?

Кто там шагает с реки?

Дедушка с трубкой

И маленький Тийт-

Оба они рыбаки.

Трюх-трюх-

Дед впереди.

Топ-топ-

Внук позади

Дед наловил

Для семейства всего

Много плотвы и угрей.

Маленький Тийт

Для кота одного

Только лишь блюдце

Ершей.

О чем это стихотворение?

Кто из вас был на рыбалке?

Какие чувства у вас возникли,когда вы ходили на рыбалку?

Были ли у вас случаи,когда вас не брали на рыбалку?

Сегодня познакомимся с картиной Ксении Николаевны Успенской-Кологривовой "Не взяли на рыбалку"

II.Беседа по картине.

Рассмотрите репродукцию картины Ксении Николаевны Успенской-Кологривовой "Не взяли на рыбалку".

Где происходит действие, изображенное на картине?(В деревне)

Когда происходит действие,изображенное на картине Определите время года и время суток.)Действие происходит летом,рано утром)

По каким признакам вы определили,что на картине иображено раннее утро?(Солнце только всходит, небо розоватое от его лучей.На земле-длинные тени, какие бываютрано утром.)

Какое утро изображено на картине?(Веселое,солнечное,радостное.)

Опишите небо.(Небо ясное,безоблачное,высокое)

Как художница показала, что отец и старший брат собрались на рыбалку?)Отец несет весла,-значит,рыбу будут удить с лодки.На спине у него рюкзак,наверное, с рыболовными принадлежностями.Старший мальчик несет удочки.)

Как покахывало на картине,что рыбаки уходят?)Они показаны в движении,спиной к малышу,старший брат на ходу глядывается.)

Верно,ребята, фигуры рыбаков устремлены вперед.П положению ноги туловища видно,что они удаляются.Кто,по-вашему,главный герой картины?(Маленький мальчик 4-5 лет)

Как вы определили возраст мальчика?(Мальчик ну умеет как следует одеваться:рубашонка торчит,плохо заправлена в штанишки.Он еще катается на трехколесном велосипеде.)

Правильно,ребята,вы все это очень верно подметили.Действительно, и велосипед говорит о возрасте мальчика,не случайно он изображен на картине.А как художница показала,что малыш-главное действующее лицо картины?(Малыш иображен на переднем плане,почти в центре картины,отдельно от других действующих лиц,хорошо виден,взоры дву других героев(сестры и брата) устремлены на него.)

По каким деталям картины можно догадаться,что малыш готовился к рыбалке?(Около мальчика на земле лежит удочка,которую он приготовил для рыбалки.В руке он держит ведерко с червями.)

Какое настроение у малыша и почему?("Он очень обижен,огорчен,потому что его не взяли на рыбалку".)

Как художница показала огорчение малыша?("Мальчик не замечает, как курица вытаскивает из его ведёрка червяков"; "Он бросил от обиды удочку,сморщил лицо,вот-вот заплачет".)

Подробнее опишите мальчика,его позу,выражение лица,волосы,одежду.("Он стоит в растерянной позе,наклонил голову,поднял руку,как будто почесывает за ухом,сдвинул брови,надул губы,готов заплакать";"У него светлые золотистые волосы,загорелые руки и ноги.Луч солнца освещает его лицо";"На нём белая рубашка с короткими рукавами и черные штанишки".)

А почему для изображения одежды использованы именно эти два цвета?(Мальчик в белой рубашке и черных штанишкаххорошо выделяется на фоне голубой стены дома.)

Правильно,и цветом художница выделяет главного героя картины.Как вы думаете,давно ли мальчик стоит в такой огорченной позе?(Недолго он так стоит,потому что отец и брат еще на дворе,не успели уйти за калитку.)

Малыш, действительно,недолго стоит в такой позе,вряд ли он способен долго сердиться.Почему же малыша не взяли на рыбалку?(Он еще маленький,устанет,может выпасть из лодки.)

Кто во дворе наблюдает за малышом?(Сестра,она выглядывает из-за двери.)

Чему улыбается сестра?(Ей смешно смотреть,как курица вытаскивает червей из ведерка,а братишка не видит.Сестра довольна,что брат остался дома и ей не будет скучно.)

Какое впечатление производит на вас картина?(И веселое, и грустное.)

Почему веселое?(Веселое потому, что смешно смотреть, как курица таскает червяков из ведерка малыша,а он не видит.На картине показано солнечное утро,хорошая погода.Нежные светлые краски радут глаз,на них приятно смотреть.)

Почему грустное?(Грустное потому,что малыш огорчен.)

Жаль вам этого малыша?(Не очень.Его горе не так велико.Подрастет и будет ходить на рыбалку.)

Обратите внимание на велосипед,который, видимо,говорит не только о возрасте мальчика,но и о том, что малыш скоро забудет о рыбалке, своём огорчении и будет весело кататься.

Нравится ли вам эта картина?

Чем она вам нравится?(На ней показан очень симпатичный малыш.Художница интересно показала обиду малыша и нахальную курицу.)

Действительно,картина очень интересная,жизненная.А теперь попробуем составить рассказ по этой картине.

Физкультминтука

III.Составление плана сочинения.

В основе рассказа лежит какой-то случай, эпизод, происшествие.В рассказе можно выделить три основные части: завязку (событие,с которого начинается действие); кульминацию (самый острый,напряжённый момент в развитии действия);рязвязку(концовка,заклчительное действие).

На доске записывается примерный план сочинения.

План

1.Лето-пора чудес.

2.Описание картины:

А)место действия;

Б)образ маленького мальчика;

В)отец и старший брат;

Г)сестра

3.Мое впечатление о картине.

VI.Словарно-стилистическая и орфографическая работа.

Слова с трудными орфограммами,которые могут быть использованы в рассказе по картине,записываются под диктовку накануне сочинение или на доске после беседы по картине: восходящее солнце, бозоблачное лазурное небо,светло-зеленая травка,рюкзак,рыболовные принадлежности,жестяная баночка,калитка,посередине,вдогонку,велосипед,расстроен, обиженные,белокурый,кое-как,вот-вот,симпатичный,настроение.

Укажите синонимы к словам:

лазурный(голубой, небесный,бирюзовый);

обиженный(оскорблённый,грустный);

симпатичный(приятный,милый,распологающий к себе);

кое-как(небрежно,неаккуратно,неряшливо,недобросовестно.невнимательно,как-нибудь).

Составьте с ними словосочетания на тему картины.

V.Устное сочинение-расска по картине.

Как вы думаете,когда и как началась история,момент которой изображен на картине?(Вечером,когда малыш узнал о том, что отец и старший брат собираются на рыбалку.)

Откуда малышу стало известно, что старшие собираются на рыбалку?(Наверное, он услышал разговор старших и тоже стал собираться на рыбалку.)

Обещали ли старшие малышу взять его с собой на рыбалку?(Малыш,наверное, очень просил взять его, и старший брат пообещал, думая,что братишка рано утром не проснется,проспит.)

Что же произошло утром?(Рано утром мальчик сам проснулся,быстро оделся,кое-как заправил рубашку,натянул штанишки,завернул их, как старший брат,взял удочку и банку с червями,которых он накапал еще вечером, и побежал вдогонку за за рыбками.)

Составьте возможный диалог между отцом и маленьким сыном.

Ущащиеся составлят диалог:

Папа, можно я пойду с вами?

Нет,сынок, ты еще очень маленький,подрастёшь-тогда и будешь ходить с нами на рыбалку.

Каким был этот момент для малыша?(Очень напряженным,он ждал решения отца и узнал,что его не возьмут на рыбалку.)

Опишите настроение маленького мальчика.(Горько и обидно стало малышу.Он так готовился,а его не взяли.)

В этой части рассказавы и опишите то,что изображено на картине,-позу,выражение лица мальчика,покажите его огорчение.

Как вы думаете, чем акончится эта история?(Когда отец со старшим братом уйдут на рыбалку,малыш забудет про свою обиду и пойдет кататься на велосипеде или будет играть с сестрою.)

Как вы озаглавите свой рассказ?(Обида","Все прошло","Напрасно старался","Зря готовился","Не взяли","Огорчение","Обиделся".)

А как бы вы начали свой рассказ по картине?(Однажды вечером маленький Сережа услышал разговор отца и старшего брата Пети о рыбалке.Сереже тоже очень хотелось пойти на рыбалку.Он быстро побежал в огород копать червей.)

Примерное сочинение.

"Вечером маленький Павлик играл сос воей сестренкой Ниной.

Вдруг он увидел, что его старший брат Саша каопает червей.Павлик сразу догадался,что Саша с отцом собираются на рыбалку.Он подбежал к брату и стал проситься, чтобы его тоже взяли.Малыштак долго ныл и клянчил,ч то Саша не выдержал и сказал:"Ладно,возьмем тебя".Павлик очень обрадовался,подошел к Нине и похвастался: "Меня воьмут на рыбалку,а тебя нет!"

Весь вечер Павлик готовился к рыбалке.Он накопал червей в огороде,приготовил удочку,положил все под кроватку и,довольный лег спать.

Наступило утро.Лучи восхдящего солнца все окрасили в розовый цвет.На небе ни облачка.День обещал быть хорошим.Малыш проснулся от какого-то шума.Он открыл глазаи увидел,что отец и брат уже собрались на рыбалку.Они взяли удочки,весла,рюкзак с едой и собрались уходить.Павлик быстро встал,сам оделся,натянул штанишки,кое-как заправил рубашку,схватил удочку и банку с червями и выбежал во двор с радостным настроением вдогонку за отцом и братом.

Ты куда это собрался?-строго спросил отец,увидев сынишку.

С вами на рыбалку,-ответил Павлик.

Мал еще,оставайся дома.

Павлик так и остался стоять посреди двора.От обиды он бросил удочку,надул губы,сморщил лицо,вот-вот заплачет."Ну почему, почеу они меня невзяли на рыбалку?Я так старался",-думал он.Павлик так сильно огорчился, что не заметил,как нахальная курица таскала у него из банки червей,которых он накопал с таким трудом.А из-за двери выглядывала Нинка и смеялась:"Что,не взяли?!Не будешь в следующий раз хвастать".Потом ей маленького братишку,она подошла к Павлику и сказала:"Хватит дуться,пойдем играть,покатаемся на велосипеде.

VI.Самостоятельная работа.Написаное сочинение.

VII.Итог урока.

С каким произвдением мы сегодня познакомимлись?

О чем рассказала картина Ксении Николавны Успенской-Кологривовй "Не взяли на рыбалку"?

Чему учит эта картина?


Подготовка к сочинению по картине К.Н.Успенской-Кологривовой

«Не взяли на рыбалку»

Цели урока:

    Познакомить учащихся с особенностями построения рассказа на основе ролевой игры;

    Привить навыки построения диалога;

    Обогатить речь учащихся словами, связанными с темой картины и средствами замысла художника.

Оборудование: репродукция картины

Ход урока:

Беседа по картине

Приступая к работе над рассказом, учитель объясняет учащимся, что в основе рассказа лежит какой-то случай.

Сегодня на уроке мы будем составлять рассказ, а основой этого будет эпизод, увиденный художницей и запечатленный на картине.

Где и когда происходит событие? (В деревне, так как вдалеке виднеется лес; летом, рано утром.)

По каким признакам вы определили, что изображено раннее утро? (Солнце только всходит, небо розоватое от его лучей.)

Какое утро изображено на картине? (Веселое, солнечное…)

Как художница показала, что отец и старший брат собрались на рыбалку? (Отец несет весла. В руках старшего мальчика удочки).

Как показано на картине, что рыбаки уходят? (Они показаны в движении).

Кто по-вашему, главный герой картины? (Малыш. Он изображен крупным планом).

Сколько ему лет? (Малыш не умеет как следует одеваться).

Как вы догадались, малыш готовится к рыбалке? В руке держит ведерко с червями).

Какое настроение у малыша и почему? (Он очень обижен).

Как художница показала огорчение мальчика? (Малыш уронил от обиды удочки).

Опишите мальчика подробнее.

Почему же малыша не взяли на рыбалку? (Он еще маленький, устанет).

Кто наблюдает за малышом? (Девочка, наверное, его сестра).

Как вы думаете, чему она улыбается? (Ей смешно смотреть, как курица вытаскивает червей из ведерка).

Нравится ли вам картина? Чем? (Художница показала обиду малыша и нахальную курицу).

Как вы думаете, когда и как началась история, момент которой вы видите на картине?

Словарно-стилистическая работа

Рыбак – рыболов – рыбалка - рыболовные принадлежности…

Ситуативно-ролевая игра

Учитель:

А теперь попробуем оживить эту картину: оживить то, что произошло накануне вечером. Задача состоит в том, чтобы ввести слушателей в круг тех событий, которые происходили вечером.

Пример инсценировки

Однажды вечером вся семья собралась ужинать, отец вышел на крыльцо. Погода предвещала на утро быть хорошей. Отец подумал о том, что было бы неплохо сходить утром на рыбалку.

Отец. – Даня, пойдем завтра ловить рыбу.

Даня. – Пойдем, я после ужина накопаю червей.

Малыш. – И я с вами.

Наступило утро. Погода великолепная. Малыш проснулся от какого-то шума. Он увидел, что отец с братом уже собрались на рыбалку. Малыш быстро оделся и побежал вдогонку.

Малыш. – Подождите меня!

Отец. – Нет, ты еще маленький.

Даня. – Мы возьмем тебя на рыбалку в другой раз.

Сестра. – Пойдем играть!

Малыш. – Зря старался.

Сестра. – Андрюша, пойдем кататься на велосипеде.

По окончании игры учитель предлагает составить свои рассказы по заданному сюжету. Однако прежде, чем писать рассказ, автор должен знать законы его построения. Для этого учитель возвращает вновь к тексту инсценировки.

Вспомните, о чем говорил автор в самом начале? (Однажды вечером вся семья собралась ужинать, отец вышел на крыльцо. Погода предвещала на утро быть хорошей. Отец подумал о том, что было бы неплохо сходить на рыбалку).

- Как же развивалось действие? (Андрюша побежал в огород и накопал червей, и лег спать).

Наступило утро. Погода великолепная. Малыш проснулся от какого-то шума. Он увидел, что отец с братом уже собрались на рыбалку. Малыш быстро оделся и побежал вдогонку. Самый напряженный момент в развитии действия – кульминация.

А как вы думаете, чем закончится действие? (Он вспомнил про свой любимый велосипед, забыл о своем горе и побежал кататься. А вечером придут отец с братом, и он их будет весело встречать с рыбалки.

Это развязка действия. Теперь, когда вы уже ознакомились с особенностями построения рассказа, вы можете сами, как настоящие писатели, написать рассказ или сценарий по картине.

Домашнее задание

Написать сочинение-рассказ

Картина «Не взяли на рыбалку» знакома всем ученикам средней школы, ведь в пятом классе им предлагают написать по ней сочинение. Нарисовавший её русский художник Олег Попович посвятил свою жизнь созданию иллюстраций для детских журналов и книг, поэтому его полотно больше напоминает незатейливый рисунок в «Весёлых картинках» или «Мурзилке». Давайте присмотримся к картине внимательнее, дабы понять, что мастер хотел сказать с её помощью.

Характеристика главного героя

Описание картины «Не взяли на рыбалку» следует начать с характеристики её главных героев. На полотне художник изобразил четырёх человек: одного взрослого и трёх детей. Основное внимание привлекает самый маленький персонаж — мальчуган, которому на вид не больше четырёх лет. Он стоит и горько плачет, прикрыв мокрое раскрасневшееся лицо ручонкой. Зрителю сразу становится понятно, что карапуз надеялся пойти на рыбалку вместе с отцом и старшим братом, но те не захотели его брать с собой. Малыш до последнего надеялся, что его возьмут, он даже удочку и ведёрко для этой цели подготовил и встал пораньше. Но папа посчитал его слишком маленьким и оставил дома под присмотром сестры. Отец непреклонен в своём решении, и детские слёзы не способны его разжалобить. Он прекрасно понимает, что через час карапуз забудет о своей утренней трагедии и увлечётся какой-нибудь интересной игрой.

Другие персонажи

Старшему брату главного героя повезло гораздо больше. На вид ему около 12 лет. Он идёт вместе с отцом на рыбалку и страшно гордится этим. Мальчик несёт перед собой удочку, словно драгоценный трофей, и высоко задирает голову перед плачущим братишкой. За спиной у него тяжёлый рюкзак со снастями, но он не чувствует его веса. Судя по реакции мальчугана, отец берёт его на рыбалку в первый раз. Об этом свидетельствует чрезмерно торжественный вид персонажа. Мальчик идёт следом за отцом и даже пытается копировать его походку.

Папа ребятишек — человек серьёзный и интеллигентный. Эти его качества очень чётко передаёт картина «Не взяли на рыбалку». Попович изобразил отца детей сосредоточенным и на истерику малыша. Папа совершенно спокоен и невозмутим. Он вспоминает, всё ли взял с собой на рыбалку, и мелочи вроде капризов младшего ребёнка его мало беспокоят. За спиной у него такой же рюкзак, как и у старшего сына, а в руках жёлтая хозяйственная сумка. Удочку отец небрежно несёт на плече.

Четвёртая героиня картины — сестра мальчиков. На вид ей около одиннадцати лет. Девочка очень похожа на своего старшего брата. Рыбалка её не интересует, но она вынуждена встать рано, чтобы присмотреть за малышом. Девочка глядит на братика с насмешкой. Она и не сомневалась, что на рыбалку его не возьмут. Но успокаивать кроху девочка не желает. Устав от его частых истерик, она просто наблюдает за ним, скрестив на груди руки и беззаботно вертя в ладони цветок. Сестра знает: как только старшие исчезнут из малыш перестанет плакать.

Дополнительные элементы, фон и цветовая гамма

Делая описание картины Поповича «Не взяли на рыбалку», необходимо обратить внимание на предметы, которые окружают героев. Чтобы оживить свою работу, художник изобразил на ней небрежно сколоченный из досок старый забор, на котором красуется старый Из-под ног героев разлетаются в разные стороны зелёная трава и мелкие красные и Кроме людей на картине присутствует ещё один персонаж — воробей. Привлечённый детским плачем, он крутится под ногами у людей, с любопытством наблюдая за сценой. Фон Попович оставил белым. Таким подходом он хотел сосредоточить внимание зрителей на происходящем, не отвлекая его на посторонние детали.

По цветовой гамме сразу видно, что для ребят младшего и среднего школьного возраста написана картина «Не взяли на рыбалку». Попович при её создании использовал яркие оттенки (зелёный, жёлтый, синий, красный), которые очень нравятся детям. В картине совершенно отсутствует чёрный цвет, что делает её жизнерадостной, солнечной и позитивной. И даже детские слёзы не способны испортить это впечатление.

Картина Успенской-Кологривовой

Рисунок Поповича часто путают с одноименным полотном художницы Ксении Успенской-Кологривовой. Сюжеты, как и названия, у этих двух работ совершенно идентичны. Но если картина Поповича напоминает детский, небрежно нарисованный рисунок, полотно Успенской-Кологривовой написано по всем правилам русской живописи.

Описание главных героев

На картине художницы присутствуют всё те же персонажи: карапуз, его брат, сестра и папа. Малыш не рыдает, а просто обиженно надулся и отвернулся от уходящих на рыбалку членов семьи. Он готов в любой момент заплакать. В одной руке мальчуган держит детское ведёрко с накопанными червями, а другой растерянно трёт ухо.

Старший брат с отцом уходят на рыбалку. Папа шагает впереди. За спиной он несёт рюкзак, а на плече держит весло. Удочки и мелкие рыболовные снасти он доверил своему старшему сыну. Мальчик идёт следом за отцом и насмешливо оборачивается назад, глядя на обиженного малыша. В глазах у брата нет сочувствия к карапузу. Он доволен тем, что уже достаточно взрослый для рыбалки. Нет сочувствия к младшему братишке и у девочки. Она выглянула из дверей старого обветшалого дома и с улыбкой смотрит на него. По всему видно, что семья, в которой растут дети, живёт бедно. Это впечатление усиливается мрачными тонами, которые преобладают в полотне.

Разные эпохи — одинаковые дети

В середине 50-х годов была написана картина «Не взяли на рыбалку». Успенская-Кологривова изобразила на ней серые будни советской деревни, ещё не успевшей возродиться после разрушительной войны. На рисунке Поповича персонажи — дети конца 80-х годов. Они не знакомы с военными лишениями и, судя по всему, растут во вполне обеспеченной семье. Попович, рисуя картину по сюжету полотна Успенской-Кологривовой, показал, что детям разных эпох свойственны одни и те же

Крутяк! 54

Увидев рисунок «Не взяли на рыбалку», который создал художник-иллюстратор Олег Владимирович Попович, в первую очередь обращаешь внимание на его сюжет. Ведь он так прост и ярок, что доступен для понимания каждому зрителю, не важно, будь то взрослый человек или ребенок.

На иллюстрации мы видим, что летним солнечным утром, прихватив удочки, отец и старший сын отправились на рыбалку, не взяв с собой младшего братишку. Видно, мальчику очень хотелось пойти вместе с ними. В недоумении и расстройстве, младший брат отвернулся от уходящих на реку родственников. И, кажется, что маленький мальчик не смотрит вслед для того, чтобы папа и брат не заметили, как он, прикрывая рукой лицо, едва сдерживается, пытаясь не расплакаться от обиды.

Возможно, накануне, малышу даже пообещали, что его возьмут на рыбалку и он, проснувшись пораньше, успел накопать червей и сложить их в маленькое жестяное ведерко. Но за небольшую шалость, или просто испугавшись за совсем еще несамостоятельного ребенка, отец решил оставить его дома.

О том, как огорчен мальчик, говорит брошенное жестяное ведерко и лежащая рядом удочка. Теперь, собранные на рыбалку вещи не нужны и лишь еще больше расстраивают малыша.

Над мальчиком склонилась старшая сестра и кажется, что она спокойна, хотя и сочувствует братцу. Возможно, она тихо утешает маленького мальчика и объясняет ему, что в следующий раз, он уже будет достаточно взрослым, чтобы пойти с папой на рыбалку.

На иллюстрации Поповича не видно дома или двора, но по плетню на заднем плане, можно догадаться, что нагруженные рюкзаками отец и старший сын уже вышли из деревенского дворика и направились до места рыбалки. Художник словно разделил свой рисунок на два плана. Один рассказывает нам о маленьком мальчике и его сестре, другой изображает старшего брата, гордо шагающего за отцом.

Если, говорить об общей характеристике зарисовки Поповича, то эта иллюстрация нам очень напоминает, написанную на несколько десятков лет раньше, картину Ксении Успенской-Кологривовой. Они даже называются одинаково - «Не взяли на рыбалку». На рисунке Поповича, как и на живописном полотне Успенской-Кологривовой, изображен одинаковый сюжет и те же самые персонажи. Даже, вполне возможно, что именно картина Ксении Николаевны вдохновила детского иллюстратора Поповича на создание этой ироничной и тонкой карандашной зарисовки. Он как будто сделал более легкий, современный и понятный, даже для самых маленьких зрителей, пересказ.

Художник постарался передать в своем рисунке простую мысль, предназначенную детям, которые стремятся поскорее стать взрослыми. Мысль о том, что не стоит огорчаться по поводу мелких неприятностей и разумных запретов старших членов семьи. Ведь впереди ждет множество таких интересных событий и дел, что обиды, кажущиеся в детстве серьезными и большими, по прошествии лет, обязательно превратятся в небольшие, милые, и даже немного забавные воспоминания.

Еще больше сочинений по рисунку О. В. Поповича «Не взяли на рыбалку»:

Олег Владимирович Попович - художник-иллюстратор. Его рисунки появлялись в различных изданиях и книжках для детей. Одним из самых известных стал рисунок (графика) «Не взяли на рыбалку». По названию и тематике он совпадает с известной картиной (живопись) воронежской художницы Ксении Николаевны Успенской-Кологривовой. Та картина находится в Третьяковской галерее и тоже называется «Не взяли на рыбалку».

Из-за названия часто возникает путаница, многие считают, что именно Попович является автором картины. Но он - автор рисунка. Картина создана в 1955 году, а рисунок на несколько десятилетий позже. Об этом говорит даже одежда героев. Хоть на рисунке она и изображена очень схематично, ясно, что это более современные вещи.

У рисунка с картиной немало общего, но есть и отличие. Например, там и там по четыре героя, один из героев - девочка. Но на картине на рыбалку отправляется старший мальчик с папой, а на рисунке - два старших мальчика. Один - подросток, а второй - парень постарше, возможно, студент, приехавший на каникулы.

Взгляд автора рисунка Поповича ироничный, веселый, произведение вызывает улыбку. Итак, перед нами небольшая сценка: двое старших мальчиков уходят на рыбалку, а малыша не берут с собой, хотя он уже достал удочку. Малыш заливается слезами, но рыбаки не обращают на него внимания. Девочка пытается утешить младшего братца. Несколько штрихов цветными карандашами - и сценка, нарисованная твердой рукой художника, готова.

Источник: сезоны-года.рф

Картина «Не взяли на рыбалку» знакома всем ученикам средней школы, ведь в пятом классе им предлагают написать по ней сочинение. Нарисовавший её русский художник Олег Попович посвятил свою жизнь созданию иллюстраций для детских журналов и книг, поэтому его полотно больше напоминает незатейливый рисунок в «Весёлых картинках» или «Мурзилке». Давайте присмотримся к картине внимательнее, дабы понять, что мастер хотел сказать с её помощью.

Описание картины «Не взяли на рыбалку» следует начать с характеристики её главных героев. На полотне художник изобразил четырёх человек: одного взрослого и трёх детей. Основное внимание привлекает самый маленький персонаж - мальчуган, которому на вид не больше четырёх лет. Он стоит и горько плачет, прикрыв мокрое раскрасневшееся лицо ручонкой. Зрителю сразу становится понятно, что карапуз надеялся пойти на рыбалку вместе с отцом и старшим братом, но те не захотели его брать с собой. Малыш до последнего надеялся, что его возьмут, он даже удочку и ведёрко для этой цели подготовил и встал пораньше. Но папа посчитал его слишком маленьким и оставил дома под присмотром сестры. Отец непреклонен в своём решении, и детские слёзы не способны его разжалобить. Он прекрасно понимает, что через час карапуз забудет о своей утренней трагедии и увлечётся какой-нибудь интересной игрой.

Старшему брату главного героя повезло гораздо больше. На вид ему около 12 лет. Он идёт вместе с отцом на рыбалку и страшно гордится этим. Мальчик несёт перед собой удочку, словно драгоценный трофей, и высоко задирает голову перед плачущим братишкой. За спиной у него тяжёлый рюкзак со снастями, но он не чувствует его веса. Судя по реакции мальчугана, отец берёт его на рыбалку в первый раз. Об этом свидетельствует чрезмерно торжественный вид персонажа. Мальчик идёт следом за отцом и даже пытается копировать его походку.

Папа ребятишек - человек серьёзный и интеллигентный. Эти его качества очень чётко передаёт картина «Не взяли на рыбалку». Попович изобразил отца детей сосредоточенным и не обращающим внимание на истерику малыша. Папа совершенно спокоен и невозмутим. Он вспоминает, всё ли взял с собой на рыбалку, и мелочи вроде капризов младшего ребёнка его мало беспокоят. За спиной у него такой же рюкзак, как и у старшего сына, а в руках жёлтая хозяйственная сумка. Удочку отец небрежно несёт на плече.

Четвёртая героиня картины - сестра мальчиков. На вид ей около одиннадцати лет. Девочка очень похожа на своего старшего брата. Рыбалка её не интересует, но она вынуждена встать рано, чтобы присмотреть за малышом. Девочка глядит на братика с насмешкой. Она и не сомневалась, что на рыбалку его не возьмут. Но успокаивать кроху девочка не желает. Устав от его частых истерик, она просто наблюдает за ним, скрестив на груди руки и беззаботно вертя в ладони цветок. Сестра знает: как только старшие исчезнут из поля зрения, малыш перестанет плакать.

Делая описание картины Поповича «Не взяли на рыбалку», необходимо обратить внимание на предметы, которые окружают героев. Чтобы оживить свою работу, художник изобразил на ней небрежно сколоченный из досок старый забор, на котором красуется старый глиняный горшок. Из-под ног героев разлетаются в разные стороны зелёная трава и мелкие красные и синие цветы. Кроме людей на картине присутствует ещё один персонаж - воробей. Привлечённый детским плачем, он крутится под ногами у людей, с любопытством наблюдая за сценой. Фон Попович оставил белым. Таким подходом он хотел сосредоточить внимание зрителей на происходящем, не отвлекая его на посторонние детали.

По цветовой гамме сразу видно, что для ребят младшего и среднего школьного возраста написана картина «Не взяли на рыбалку». Попович при её создании использовал яркие оттенки (зелёный, жёлтый, синий, красный), которые очень нравятся детям. В картине совершенно отсутствует чёрный цвет, что делает её жизнерадостной, солнечной и позитивной. И даже детские слёзы не способны испортить это впечатление.

Источник: fb.ru

Глядя на картину Олега Владимировича Попо­вича «Не взяли на рыбалку», невольно вспомина­ешь иллюстрации на страницах детских журналов, а также книг для детей. Это и неудивительно: О. В. Попович - известный художник-иллюстратор, работающий над оформлением изданий, пред­назначенных для детей.

Характерный стиль изоб­ражения, живой, запоминающийся; чуточку забавный, пожалуй, в чем-то немного схожий с ка­рикатурными изображениями. Так и представля­ешь, как автор, работая над рисунком, улыбается, и улыбка добрая, теплая, как солнечный луч.

Конечно, художник любит своих героев, радуется их успехам, сочувствует промахам и неудачам. Сюжет картины будет понятен каждому зрите­лю, даже такому, который еще не умеет читать или не знает, как картину назвал автор. Отец и старший сын вместе отправились на рыбалку, а маленького мальчика с собой не взяли. Очевидно, что тот до последней минуты надеялся пойти с ними. Может быть, ему даже пообещали взять его с собой, если он будет хорошо себя вести, как взрослые нередко обещают детям, а потом не взяли в наказание за какую-нибудь мелкую провинность или просто под предлогом того, что он еще маленький.

Можно пре­дположить, что брать мальчика на рыбалку запре­тила мать, побоявшись, как бы с ребенком не случи­лось что-нибудь плохое: вдруг отец и брат так увлекутся рыбной ловлей, что в какой-то момент перестанут внимательно следить за малышом. Так или иначе, но мы видим, что мальчик очень расс­троен. Он смотрит вслед уходящим отцу и брату, вытирая слезы рукой. В другой руке мальчик дер­жит удочку, которая ему не понадобилась. Рядом в траве валяется опрокинутое ведерко: наверное, огорченный ребенок уронил его или даже специаль­но бросил, чтобы выразить свой протест и негодова­ние.

Рядом с малышом стоит девочка - наверное, старшая сестра. Она с участием наклонилась к ре­бенку; можно предположить, что она уговаривает его не плакать и не огорчаться так сильно - если он будет вести себя хорошо, в следующий раз его обяза­тельно возьмут на рыбалку. Можно предположить, что младшему мальчику около пяти-шести лет, а возраст старшего мальчика и девочки - примерно двенадцать-четырнадцать лет.

Трудно сказать, чем больше всего огорчен маль­чик - тем, что он не побывает на рыбалке, или же тем, что у него отняли возможность почувствовать себя взрослым. Скорее всего, он раньше и не бывал на рыбалке, так что вряд ли представляет себе то удовольствие, которое можно получить от этого занятия. Но пример отца и брата, их разговоры о ры­балке, конечно же, давно заинтересовали малыша. Ведь все незнакомое, особенно имеющее отношение к миру взрослых, всегда притягивает детей.

В композиции рисунка можно выделить две группы действующих лиц: отец со старшим сыном и сестра с младшим братом. Отец со старшим сы­ном идут в сторону плетня: мы не видим ни дома, ни калитки, но очевидно, что персонажи картины собираются выйти со двора. Художник изобразил своих героев в движении. Интересно отметить лю­бопытную деталь - движения обоих, отца и сына, почти одинаковы. Можно предположить, что мальчик копирует поведение отца, стараясь вы­глядеть взрослым и серьезным, настоящим рыба­ком. Оба не обращают внимания на негодование малыша. Однако по выражению лиц можно пре­дположить, что отец поступает так, чтобы малыш быстрее прекратил плакать, либо же просто погло­щен мыслями о предстоящей рыбалке. Брат игно­рирует поведение младшего демонстративно, увлекшись подражанием отцу. Но отец добродушно улыбается, глядя перед собой, а его старший сын вызывающе отвернулся от малыша, вздернув по­дбородок.

Общность композиционной группы «отец - старший сын» подчеркивается такими де­талями, как одинаковые зеленые рюкзаки, хотя у мальчика рюкзак чуть поменьше, а также тем, что оба несут удочки. Отец несет две удочки на пле­че, сын держит удочку вертикально. Хотя у малы­ша тоже в руках есть удочка, но она не выделяется на общем фоне, так как он опустил ее вниз.

Другую группу составляют девочка и малыш. Если внимательно посмотреть на рисунок, эту груп­пу можно легко вписать в воображаемый треуголь­ник, в нижнем правом углу которого будет нахо­диться брошенное малышом ведерко. Девочка смотрит на малыша. Вероятно, она утешает его, но по выражению ее лица можно предположить, что она считает причину его слез несерьезной. Она не пытается приласкать расстроенного ребенка, на­оборот, сложила руки на груди, да еще беззаботно вертит в пальцах цветок. Если она и успокаивает ребенка, то скорее для того, чтобы он не мешал сво­им плачем.

Не последнее значение для создания целостной композиции имеют такие детали, как очертания плетня, четкие в правой части угла и размытые в от­далении, а также полоска травы, по которой идут и на которой стоят изображенные художником пер­сонажи. Для того чтобы оживить изображение, сде­лать его более реалистичным, художник использо­вал и ряд мелких, но выразительных деталей: перевернутый чугунок на одном из кольев плетня, по-детски нарисованные красные и голубые цвето­чки в траве и собравшийся взлететь воробей.

Художник использовал яркие краски, что впол­не оправданно, если иметь в виду, что картина пре­дназначена для детей. На ней мы без труда найдем четыре основных цвета: зеленый, желтый, красный и голубой. Помимо них, художник использовал и другие цвета: разные оттенки рыжевато-коричне­вого (брюки отца и маленького мальчика, ботинки отца, туфли девочки и чугунок на плетне), серый (свитер старшего мальчика и ведерко), серовато-ко­ричневый (плетень).

Как уже отмечалось, у отца и сына зеленые рюкзаки; более светлый тон исполь­зован для изображения травы. Желтого цвета на картине сумка, которую несет в руках отец, и фут­болка малыша с узкими красными полосками. Кра­сного цвета кофточка девочки и шлепанцы старше­го мальчика; у кепки отца красная боковая часть. Джинсы старшего мальчика ярко-голубого цвета; юбка девочки более темного оттенка. Волосы у муж­чины и мальчиков приблизительно одного оттенка, темно-русого, но у мальчиков с чуть заметным ры­жеватым оттенком; у девочки рыжие волосы. Нуж­но отметить, что тон лицам художник не придавал, лишь наметил румянец на щеках. Основной фон - белый лист бумаги.


Самое обсуждаемое
Образ и характеристика луки в пьесе на дне горького сочинение Как относятся герои к луке Образ и характеристика луки в пьесе на дне горького сочинение Как относятся герои к луке
«Повесть о Шемякином суде»: сюжет, художественные особенности Брифли шемякин суд «Повесть о Шемякином суде»: сюжет, художественные особенности Брифли шемякин суд
Как подобрать теннисную ракетку Как подобрать теннисную ракетку


top