Что такое лфк в медицине. Лечебная физическая культура

Что такое лфк в медицине. Лечебная физическая культура

Реферат

По учебной дисциплине: физическая культура

По теме: лечебная физкультура

Работу выполнила

Ученицы 9бкласса

Телечко Анна

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА (ЛФК)

К лечебной физкультуре (ЛФК) относятся методы лечения, профилактики и медицинской реабилитации, основанные на использовании лечебной гимнастики, состоящей из специально подобранных и методически разработанных физических упражнений.

При назначении курса лечебной физкультуры врач учитывает особенности заболевания, характер, степень и стадию болезненного процесса, происходящего в системах и органах человеческого организма. В основе оздоровительного действия лечебной гимнастики лежат физические нагрузки, строго дозированные применительно к пациентам с ослабленным здоровьем.

Виды лечебной физкультуры (ЛФК)

Различают два вида лечебной физкультуры: общая тренировка и специальные тренировки. Общая тренировка в ЛФК направлена на укрепление и оздоровление организма в целом; и специальные тренировки в ходе курса лечебной физкультуры прописываются врачом для устранения нарушений в функционировании определенных органов или систем в организме.

Упражнения, входящие в гимнастику ЛФК, различаются по анатомическому принципу и степени активности. По анатомическому принципу упражнения лечебной гимнастики делятся на физкультуру для мышц рук, ног, органов дыхания и т.п. - то есть, речь идет о гимнастике для конкретных мышечных групп. По степени активности лечебная физкультура делится на активную (упражнения, выполняемые полностью самим больным) и пассивную (упражнения, выполняемые больным с нарушением двигательных функций организма с помощью здоровой конечности, либо с помощью методиста).

Для достижения результатов в лечебной физкультуре применяются определенные упражнения, нацеленные на восстановление функций той или иной части организма (например, для укрепления мышц живота лечебная гимнастика включает в себя комплекс физических упражнений в положении стоя, сидя и лежа). В результате прохождения курса ЛФК организм адаптируется к постепенно возрастающим нагрузкам и корректирует вызванные заболеванием нарушения.

Назначает курс лечебной гимнастики лечащий врач, а врач-специалист по лечебной физкультуре (ЛФК) определяет методику занятий. Процедуры проводит инструктор, в особо сложных случаях - врач по ЛФК. Применение лечебной гимнастики, повышая эффективность комплексной терапии больных, ускоряет сроки выздоровления и предупреждает дальнейшее прогрессирование заболевания. Самостоятельно начинать занятия по ЛФК не следует, так как это может привести к ухудшению состояния, методика занятий лечебной гимнастикой, назначенная врачом, должна строго соблюдаться.



Физиологические основы оздоровительных тренировок

Система физических упражнений, направленных на повышение функционального состояния до необходимого уровня (100% ДМПК и выше), называется оздоровительной, или физической, тренировкой (за рубежом кондиционная тренировка). Первоочередной задачей оздоровительной тренировки является повышение уровня физического состояния до безопасных величин, гарантирующих стабильное здоровье. Важнейшей целью тренировки для людей среднего и пожилого возраста является профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, являющихся основной причиной нетрудоспособности и смертности в современном обществе. Кроме того, необходимо учитывать возрастные физиологические изменения в организме в процессе эволюции. Все это обусловливает специфику занятий оздоровительной физической культурой и требует соответствующего подбора тренировочных нагрузок, методов и средств тренировки.

В оздоровительной тренировке (так же, как и в спортивной) различают следующие основные компоненты нагрузки, определяющие ее эффективность: тип нагрузки, величину нагрузки, продолжительность (объем) и интенсивность, периодичность занятий (количество раз в неделю), продолжительность интервалов отдыха между занятиями.

Тип нагрузки

Характер воздействия физической тренировки на организм зависит, прежде всего, от вида упражнений, структуры двигательного акта. В оздоровительной тренировке различают три основных типа упражнений, обладающих различной избирательной направленностью:



1 тип - циклические упражнения аэробной направленности, способствующие развитию общей выносливости;

2 тип - циклические упражнения смешанной аэробно- анаэробной направленности, развивающие общую и специальную (скоростную) выносливость;

3 тип - ациклические упражнения, повышающие силовую выносливость. Однако оздоровительным и профилактическим эффектом в отношении атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний обладают лишь упражнения, направленные на развитие аэробных возможностей и общей выносливости. В связи с этим основу любой оздоровительной программы для людей среднего и пожилого возраста должны составлять циклические упражнения, аэробной направленности.

Исследования Б. А. Пироговой (1985) показали, что решающим фактором, определяющим физическую работоспособность людей среднего возраста, является именно общая выносливость, которая оценивается по величине МПК.

В среднем и пожилом возрасте на фоне увеличения объема упражнений для развития общей выносливости и гибкости снижается необходимость в нагрузках скоростно-силового характера (при полном исключении скоростных упражнений). Кроме того, у лиц старше 40 лет решающее значение приобретает снижение факторов риска ИБС (нормализация холестеринового обмена, артериального давления и массы тела), что возможно только при выполнении упражнений аэробной направленности на выносливость. Таким образом, основной тип нагрузки, используемый в оздоровительной физической культуре, - аэробные циклические упражнения. Наиболее доступным и эффективным из них является оздоровительный бег. В связи с этим физиологические основы тренировки будут рассмотрены на примере оздоровительного бега. В случае использования других циклических упражнений сохраняются те же принципы дозировки тренировочной нагрузки.

По степени воздействия на организм в оздоровительной физической культуре (так же, как и в спорте) различают пороговые, оптимальные, пиковые нагрузки, а также сверхнагрузки. Однако эти понятия относительно физической культуры имеют несколько иной физиологический смысл.

- это нагрузка, превышающая уровень привычной двигательной активности, та минимальная величина тренировочной нагрузки, которая дает необходимый оздоровительный эффект: возмещение недостающих энергозатрат, повышение функциональных возможностей организма и снижение факторов риска. С точки зрения возмещения недостающих энергозатрат пороговой является такая продолжительность нагрузки, такой объем бега, которые соответствуют расходу энергии не менее 2000 ккал в неделю. Такой расход энергии обеспечивается при беге продолжительностью около 3 ч (3 раза в неделю по 1 ч), или 30 км бега при средней скорости 10 км/ч, так как при беге в аэробном режиме расходуется примерно 1 ккал/кг на 1 км пути (0,98 у женщин и1,08 ккал/кг у мужчин).

Повышение функциональных возможностей наблюдается у начинающих бегунов при недельном объеме медленного бега, равном 15 км. Американские и японские ученые наблюдали повышение МПК на 14 % после завершения 12-недельной тренировочной программы, которая состояла из 5-километровых пробежек 3 раза в неделю (К. Купер, 1970). Французские ученые при принудительной тренировке животных на тред-бане (3 раза в неделю по 30 мин) через 10 недель обнаружили значительное увеличение плотности капиллярного русла миокарда и коронарного кровотока. Нагрузки, вдвое меньшие по объему (по 15 мин), подобных изменений в миокарде не вызывали.

Снижение основных факторов риска также наблюдается при объеме бега не менее 15км в неделю. Так, при выполнении стандартной тренировочной программы (бег 3 раза в неделю по 30 мин) отмечалось отчетливое понижение артериального давления до нормальных величин. Нормализация липидного обмена по всем показателям (холестерин, ЛИВ, ЛВП) отмечается при нагрузках свыше 2 ч в неделю. Сочетание таких тренировок с рациональным питанием позволяет успешно бороться с избыточной массой тела. Таким образом, минимальной нагрузкой для начинающих, необходимой для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и укрепления здоровья, следует считать 15 км бега в неделю, или 3 занятия по 30 мин.

- это нагрузка такого объема и интенсивности, которая дает максимальный оздоровительный эффект для данного индивида. Зона оптимальных нагрузок ограничена снизу уровнем пороговых, а сверху - максимальных нагрузок. На основании многолетних наблюдений автором было выявлено, что оптимальные нагрузки для подготовленных бегунов составляют 40--6О мин 3-4 раза в неделю (в среднем 30-- 40км в неделю). Дальнейшее увеличение количества пробегаемых километров нецелесообразно, поскольку не только не способствует дополнительному приросту функциональных возможностей организма (МНЮ), но и создает опасность травматизации опорно-двигательного аппарата, нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы (пропорционально росту тренировочных нагрузок). Так, Купер (1986) на основании данных Далласского центра аэробики отмечает рост травматизации опорно-двигательного аппарата при беге более 40 км в неделю. Наблюдалось улучшение психического состояния и настроения, а также снижение эмоциональной напряженности у женщин при недельном объеме бега до 40 км. Дальнейшее увеличение тренировочных нагрузок сопровождалось ухудшением психического состояния. При увеличении объема беговых нагрузок у молодых женщин до 50--60 км в неделю в ряде случаев отмечалось нарушение менструального цикла (в результате значительного снижения жирового компонента), что может стать причиной половой дисфункции. Некоторые авторы беговым “барьером” называют 90 км в неделю, превышение которого может привести к своеобразной “беговой наркомании” в результате чрезмерной гормональной стимуляции (выделение в кровь эндорфинов). Нельзя не учитывать также отрицательное влияние больших тренировочных нагрузок на иммунитет, обнаруженное многими учеными (Горшков, М. Я. Левин, 1984, и др.).

В связи с этим все, что выходит за рамки оптимальных тренировочных нагрузок, не является необходимым с точки зрения здоровья. Оптимальные нагрузки обеспечивают повышение аэробных возможностей, общей выносливости и работоспособности, т. е. уровня физического состояния и здоровья. Максимальная длина тренировочной дистанции в оздоровительном беге не должна превышать 20 км, поскольку с этого момента в результате истощения мышечного гликогена в энергообеспечение активно включаются жиры, что требует дополнительного расхода кислорода и приводит к накоплению в крови токсичных продуктов. Бег на 30--40 км требует повышения специальной марафонской выносливости, связанной с использованием свободных жирных кислот (СЖК), а не углеводов. Задача же оздоровительной физкультуры - укрепление здоровья путем развития общей (а не специальной) выносливости и работоспособности.

Проблемы марафонского бега.

Преодоление марафонской дистанции является примером сверхнагрузки , которая может привести к длительному снижению работоспособности и истощению резервных возможностей организма. В связи с этим марафонская тренировка не может быть рекомендована для занятий оздоровительной физкультурой (тем более что она не приводит к увеличению “количества” здоровья) и не может рассматриваться как логическое завершение оздоровительного бега и высшая ступень здоровья. Более того, избыточные тренировочные нагрузки, по мнению некоторых авторов, не только не препятствуют развитию возрастных склеротических изменений, но и способствуют их быстрому прогрессированию (А. Г. Дембо, 1980, и др.).

В связи с этим целесообразно хотя бы вкратце остановиться на физиологических особенностях марафонского бега.

В последние годы марафонская дистанция становится все более популярной, несмотря на трудности, связанные с ее преодолением и экстремальным воздействием на организм. Бегу на сверхдлинные дистанции присущ аэробный характер энергообеспечения, однако соотношение использования углеводов и жиров для окисления различно в зависимости от длины дистанции, что связано с запасами мышечного гликогена. В мышцах нижних конечностей у спортсменов высокого класса содержится 2 % гликогена, а у любителей оздоровительного бега--всего 1,46%. Запасы мышечного гликогена не превышают 300-400 г, что соответствует 1200--1600ккал (при окислении углеводов освобождается 4,1 ккал). Если учесть, что при аэробном беге расходуется 1 ккал/кг на 1 км пути, то спортсмену весом 60 кг этого количества энергии хватило бы на 20-- 25 км. Таким образом, при беге на дистанцию до 20 км запасы мышечного гликогена полностью обеспечивают мышечную деятельность, и никаких проблем возмещения энергетических ресурсов не возникает, причем на долю углеводов приходится около 80 % общих энергозатрат, а на долю жиров - только 20%. При беге на ЗО км и более запасов гликогена уже явно не хватает, и вклад жиров в энергообеспечение (за счет окисления СЖК) возрастает до 50 % и более. В крови накапливаются токсичные продукты обмена, отравляющие организм. При продолжительности бега 4 ч и более эти процессы достигают максимума и концентрация мочевины в крови (показатель интенсивности белкового обмена) достигает критических величин (Юммоль/л). Питание на дистанции не решает проблемы нехватки углеводов, так как по время бега процессы всасывания из желудка нарушены. У недостаточно подготовленных бегунов падение глюкозы в крови может достигать опасных величин - 404 в квадрате мг вместо 100мг% (норма).

Дополнительные трудности возникают также вследствие потери жидкости с потом - до 5-6 л, а в среднем - 3-4 % массы тела. Особенно опасен марафон при высокой температуре воздуха, что вызывает резкое повышение температуры тела. Испарение с поверхности тела 1 мл пота приводит к отдаче 0,5 ккал тепла. Потеря 3 л пота (средняя потеря во время марафонского забега) обеспечивает теплоотдачу около 1500ккал. Так, во время Бостонского марафона у бегунов 40-50 лет наблюдалось повышение температуры тела (по данным телеметрической регистрации) до 39-41 градусов (Магов, 1977). В связи с этим возрастала опасность теплового удара, особенно при недостаточной подготовленности; описаны даже случаи смерти от теплового удара во время марафона.

Отрицательное влияние на организм может оказать и подготовка к марафону, требующая значительного увеличения тренировочных нагрузок. Американские авторы Браун и Грэхем (1989) отмечают, что для успешного преодоления марафона необходимо последние 12 недель перед стартом бегать ежедневно минимум по 12 км или по 80-100 км в неделю, что значительно больше бегового оптимума (уже не оздоровительная, а профессиональная тренировка). У людей старше 40 лет такая нагрузка нередко приводит к перенапряжению миокарда, двигательного аппарата или центральной нервной системы.

Вот почему, прежде чем приступить к марафонской тренировке, необходимо решить, какую цель вы преследуете, и трезво взвесить свои возможности - с учетом физиологического эффекта марафона. Тем же, кто достаточно подготовлен и во что бы то ни стало решил подвергнуть себя этому нелегкому испытанию, необходимо пройти цикл специальной марафонской тренировки. Смысл ее состоит в том, чтобы безболезненно и как можно раньше “приучить” организм к использованию для энергообеспечения жиров (СЖК), сохраняя таким образом запасы гликогена в печени и мышцах и предотвращая резкое снижение глюкозы в крови (гипогликемию) и уровня работоспособности. Для этого необходимо постепенно увеличивать дистанцию воскресного бега до 30--38 км, не изменяя при этом объемы нагрузок в остальные дни. Это позволит избежать чрезмерного увеличения суммарного объема бега и перенапряжения опорно-двигательного аппарата.

Интенсивность нагрузки

Интенсивность нагрузки зависит от скорости бега и определяется по ЧСС или в процентах от МПК.

В зависимости от характера энергообеспечения все циклические упражнения делятся на четыре зоны тренировочного режима.

1. Анаэробный режим - скорость бега выше критической (выше уровня МНЮ), содержание молочной кислоты (лактата) в крови достигает 15-25ммоль/л. В оздоровительной тренировке не используется.

2. Смешанный аэробно-анаэробный режим - скорость между уровнями ПАНО и МПК, лактат крови - от 5 до 15 ммоль/л. Периодически может использоваться хорошо подготовленными бегунами для развития специальной (скоростной) выносливости при подготовке к соревнованиям.

3. Аэробный режим- скорость между аэробным порогом и уровнем ПАНО (2.0--4.О ммоль/л). Используется для развития и поддержания уровня общей выносливости.

4. Восстановительный режим - скорость ниже аэробного порога, лактат меньше 2 ммоль/л. Используется как метод реабилитации после перенесенных заболеваний.

Помимо оздоровительной тренировки, занятия физической культурой должны включать обучение основам психорегуляции, закаливания и массажа, а также грамотный самоконтроль и регулярный врачебный контроль. Только комплексный подход к проблемам массовой физкультуры может обеспечить эффективность занятий для коренного улучшения здоровья населения.

Мануальная терапия

Циркуляция энергии в человеческом организме имеет не только энергетическое, но и "материальное" выражение - в виде циркуляции крови и лимфы. Нарушенная циркуляция затрудняет питание тканей и удаление продуктов распада, что может привести к возникновению проблем как в "дефицитных" областях, так и в областях "избытка" энергии. Подобные нарушения нередко бывают вызваны "механическими неполадками" в организме - заболеваниями позвоночника, смещением позвонков и суставов в результате травм, перенапряжением мышц и их спазмов, неправильной походкой (осанкой, посадкой) и т.п. В результате - отеки, болевые синдромы, ограничение подвижности.

Мануальная терапия - выполняемый руками комплекс биомеханических приемов, направленных на устранение боли и восстановление подвижности суставов и позвоночника. Процедуры мануальной терапии несколько напоминают массаж, отличаясь от него ограниченной локализацией участков применения и дозированной силой воздействия.

Имя первого специалиста по мануальной терапии неизвестно. Но вероятно, что он был охотником. Травмы, ушибы, вывихи во время охоты, естественно, вынуждали к применению каких-либо лечебных мер. Естественно, не все повреждения опорно-двигательного аппарата лечились с помощью ножа и лекарственных средств. Перевязки, тепло, отвары лекарственных трав традиционно применяются в народной медицине.

Сведения о ручных пособиях при травмах позвоночника содержатся в многочисленных литературных источниках древнего мира. Гиппократу они были известны как эффективный метод лечения болезней позвоночника (рахитерапия); некоторые технические приемы были весьма оригинальны: два помощника растягивали лежащего пациента, привязав его за руки и ноги, а третий ходил по спине больного. Хождение по спине для устранения болевых симптомов в позвоночнике практиковалось у многих народов. Таких сведений в художественной литературе можно найти немало. Это свидетельство того, что приемы традиционной народной медицины передавались из поколения в поколение, творчески перерабатывались, способствуя становлению специалиста по мануальной терапии.

История мануальной терапии в России несколько отличается от развития ее в мире. Здесь не было противопоставления народной медицины официальной. Костоправное дело включало в себя элементы массажа, в том числе точечного, растяжек, ударов, прогреваний и заклинаний. Отсутствие необходимости в дорогостоящих лекарственных препаратах, доступность и достаточная эффективность при многих заболеваниях позвоночника являются причиной существования этой отрасли народной медицины.

Массаж

Массаж представляет собой активный лечебный метод, сущность которого сводится к нанесению дозированных механических раздражений на обнажаемое тело больного различными, методически проводимыми специальными приемами, выполняемыми рукой массажиста или с помощью специальных аппаратов.

При массаже в первую очередь воздействию подвергаются многочисленные нервные рецепторы, заложенные в различных слоях кожи и связанные с переостальной и вегетативной системой. В процессе массажа происходит первый этап трансформации и механической энергии массажных движений в энергию нервного возбуждения, дающего начало сложной цепи рефлекторных реакций.

Массаж - физиологическое действие.

В основе механизма действия массажа лежит сложный процесс, обусловливаемый взаимодействием нервного и гуморального факторов. К этому надо добавить, что массаж в месте его воздействия оказывает еще и непосредственное механическое влияние на ткани, в результате чего происходит перемещение тканевых жидкостей (лимфы, крови), растяжение и смещение тканей (при рубцах, спайках) и другие изменения.

Массаж в Ким Дао

В китайской медицине массажу отводится особая роль: наравне с иглоукалыванием и лечением народными средствами и лекарственными травами, массаж является не менее распространенным и эффективным методом лечения и оздоровления организма. Китайский массаж отличается от западного массажа, прежде всего, силой и глубиной воздействия. Особенно хорошие результаты китайский массаж дает в сочетании с акупунктурой (иглоукалыванием).

Даже если у вас нет особых проблем со здоровьем, массаж - прекрасное средство для ослабления мышечных спазмов, повышения тонуса кожи и подкожной клетчатки, расслабления мышц и растяжения перенапряженных связок.

Медовый массаж

Медовый массаж - метод лечения и оздоровления известный среди народных целителей Тибета и Болгарии. Медовый массаж спины и воротниковой области прекрасно сочетает лечебные действия меда, массажа и ароматерапии.

Вовремя проведения процедуры значительно усиливается микроциркуляция; биологически активные вещества, витамины и минералысодержащиеся в меде впитываются в кожу; при удалении меда из пор кожи выводятся скопившиеся шлаки; в конце сеанса кожа массируется с натуральным пихтовым или дугими ароматическими маслами.

Используется только натуральный мед. Медовый массаж эффективен при лечении бронхитов, пневмоний, простудных заболеваний, радикулитов, миозитов; способствует повышению иммунитета; выводит шлаки из организма. Медовый массаж рекомендуется проводить (после консультации специалистов!) курсами от 3 до 10 процедур с различными интервалами между сеансами.

Продолжительность одной процедуры от 45 минут до 1 часа. После массажа необходимо 15-20 минут находиться в помещении. Абсолютное противопоказание - аллергические реакции на мед и продукты пчеловодства!

Целебный медовый массаж является прекрасным средством поддержания ослабленного организма в современных условиях всевозможных перегрузок и стрессов, снимает усталость и наполняет легкостью и свежестью! Этот метод лечения прекрасно сочетается с мануальной терапией, физиотерапевтическими процедурами, медикаментозной терапией и другими методами лечения

Йога

Само слово "йога" означает "связывать, воссоединять" в значении "соединение души с Богом", то есть, другими словами, йога - это путь к Богу, по сути, своеобразный вид религии. Целью йоги является восстановление нашей изначальной связи с Богом, способы и пути приближения к нему. Родиной йоги считается Индия, где возникло множество разновидностей йоги.

В основе каждой йоги лежит стремление к совершенствованию духа, являющегося подлинным содержанием физического тела. Совершенствовать дух в йоге требуется для того, чтобы отделить чистый дух от физической оболочки и, затем, освободив его от тела, достичь состояния нирваны. Каждая из существующих йог имеет свое вероучение и философскую доктрину, морально-религиозные кодексы поведения и культы. Кроме теоретической основы, йоги предлагают свои практические пути достижения поставленных целей.

На Западе наибольшее распространение получила так называемая хатха йога, элементы которой воспринимаются не востоковедами за единственную существующую йогу, хотя, на самом деле, число их намного больше.

Хатха йога: духовные принципы

Хатха йога - это йога симпатической (вегетативной) нервной системы, регулирующей деятельность внутренних органов, желез и сосудов человеческого организма. Хатха йога – это путь к совершенству духа через физическое совершенство, то есть через достижения контроля над всеми внутренними процессами организма, которого можно добиться, совершая комплекс физических и дыхательных упражнений. Хатха йога является начальной стадией более сложной раджи йоги.

Европейцам свойственно воспринимать хатха йогу не как путь духовного развития человека, а как средство оздоровления организма. На Западе часто игнорируют основную цель хатха йоги, ее духовную и философскую части и используют йогу лишь в виде комплекса физических и дыхательных упражнений, наподобие лечебной гимнастики. Однако основой всех восточных единоборств, являющихся производным какой-либо идеологии, главным всегда было совершенство духа, а отнюдь не физическое совершенство. Поэтому западному человеку, не обладающему глубокой верой и не готовому идти по пути тяжких лишений, вряд ли удастся достичь главной цели йоги - слияния с Богом. Однако существование различных видов йоги, отличающихся друг от друга способами достижения главной цели, позволяет каждому выбрать подходящий ему путь: для кого-то - путь оздоровления, для кого-то - достижения нирваны.

Дыхательная гимнастика

Часто усталость приходит так быстро из-за того, что организм недостаточно хорошо снабжается кислородом. В повседневной жизни наше дыхание поверхностно, глубокие вдохи и выдохи чаще всего мы делаем лишь, находясь в состоянии эмоционального возбуждения - собственно элементы дыхательной гимнастики. Но многие, кто даже не знаком с термином «дыхательная гимнастика», знают, что есть простой способ снять растущее напряжение - сделать несколько глубоких вдохов-выдохов (вдох носом, выдох ртом) - после этого сразу наступает заметное облегчение, и жизнь уже не кажется столь тяжелым испытанием.

Все знают, что в основе современной «физкультуры» - шейпинга и аэробики - лежит сочетание дыхательной гимнастики с двигательной: ведь с помощью дыхательной гимнастики и обогащения крови кислородом сжигается жир, а в сочетании с гимнастикой, воздействующей на определенные группы мышц, такая физкультура – отличное средство похудения, заменяющее трудные для соблюдения диеты.

Столь популярная в советские времена «зарядка» также включала в себя, наряду с двигательными упражнениями, элементы дыхательной гимнастики. Но для того, чтобы похудеть или улучшить самочувствие, вовсе не обязательно заниматься физкультурой в спортзале: дыхательную гимнастику можно делать и отдельно от активных физических упражнений – для этого вполне подойдет даже ваше рабочее место в офисе.

Партерная гимнастика

Мы постоянно совершаем массу движений: ходим, бегаем, наклоняемся, что-то поднимаем и переносим с места на место, приседаем, тянемся за чем-то, управляем автомобилем, и прочее. Но все эти движения не прибавляют нам здоровья - они узконаправленны и однообразны, утомляют конкретные группы мышц, со временем ослабляя их.

Это есть "гиподинамия", т.е. "малоподвижность": отсутствие регулярных, грамотных физических нагрузок, укрепляющих организм в целом, поддерживающих работоспособность и хорошее самочувствие, лёгкость в теле и достаточную подвижность суставов, эластичность связок и мышечный тонус.

Цель партерной гимнастики:

ü проработка различных мышечных групп;

ü улучшение трофики межпозвонковых структур;

ü увеличение подвижности суставов;

ü стимуляция нормальной работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Виды лечебной гимнастики:

ü адаптивная (облегчённый вариант, темп медленный);

ü базовая (расширенный комплекс, средний темп);

ü специальные тематические программы (с учётом конкретной патологии).

Баланс-гимнастика

Одна из лечебно-профилактических программ для детей и взрослых, которую предлагает Лаборатория Реабилитации - это гимнастика, развивающая баланс и улучшающая координацию движений. Она представляет из себя комплекс движений с элементами иппотерапии. В данном случае мяч служит тренажером, заменяющим лошадку. При выполнении определенных движений от него исходят низкочастотные колебания, такие же, как при лечебной верховой езде. Воздействуя на глубокие мышечно-связочные структуры, они дают прекрасный терапевтический эффект.

Основные факторы и цели гимнастической части программы следующие:

ü использование низкочастотных колебаний, пассивно получаемых пациентом при выполнении упражнений на мяче, для снятия спазма глубоких коротких мышц позвоночника и восстановления нарушенных двигательных стереотипов;

ü обучение балансировке на мяче, переносу веса тела в заданное положение, синхронизации движений;

ü ликвидация ригидности приводящих мышц бедра с восстановлением объема движений в тазобедренных суставах.

В структуре программы определенное место отводится обучению контролю над своим телом. Для этого используется опыт Хатха-Йоги - выполнение определенных поз (асан) и контроль дыхания (пранаяма). Кстати, мячи нашли достойное применение и в этой части программы.

Занятия с детьми

Если говорить о программах занятий с детьми, то они преследуют достаточно традиционные, но крайне важные цели:

ü профилактика мышечной недостаточности и нарушений осанки;

ü совершенствование координации движений, коррекция неправильных двигательных стереотипов;

ü профилактика развития плоскостопия;

ü профилактика и лечение функциональных нарушений со стороны многих органов и систем; (головные боли, дискинезия желчевыводящих путей, частые или хронические воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, вегетоневрозы, ослабление механизмов иммунной защиты, состояния после травм и пр.);

ü обучение детей работе на мяче с целью дальнейшего использования полученных навыков при занятиях в домашних условиях.

Гимнастика для беременных

Если беременность протекает благополучно, без осложнений, то ежедневное выполнение несложных физических упражнений (гимнастики) - обязательная составляющая для поддержания стабильно хорошего самочувствия беременной женщины и создания оптимальных условий развития плода.

Беременной женщине нужна гимнастика!!!

Во время беременности организм женщины работает вдвойне напряженно: состояние плода находится в прямой зависимости от физического и психического самочувствия будущей мамы. Выполняя изо дня в день небольшие серии упражнений, с заданным числом повторений, женщина помогает организму справиться с двойной нагрузкой. Подобная забота о себе качественно улучшает функции дыхательной системы и активизирует работу сердца и сосудов, обеспечивает доставку необходимых питательных веществ и кислорода для роста и развития будущего малыша, своевременно удаляет углекислоту и другие продукты метаболизма плода.

Противопоказания к выполнению гимнастики

ü угроза прерывания беременности или преждевременных родов;

ü кровотечение;

ü повышенное давление.

Надо отметить: даже не имея перечисленных противопоказаний, приступать к ежедневным занятиям следует после беседы с врачом.

Восточная гимнастика

Восточная гимнастика - это эффективный способ укрепления здоровья.

Большое значение корифеи древневосточной медицины придавали умеренности в еде, разумному образу жизни, личной гигиене и физическим упражнениям. Считалось, что покой души, обретается в движении и что душевное равновесие и воля человека неразрывно связаны с его физической активностью. Интеллектуальная и физическая активность - залог укрепления защитных сил организма и предупреждения преждевременного старения.

В Восточную гимнастику включены базовые упражнения окинавского каратэ.

Восточная гимнастика способствует:

ü Развитию гибкости и силы.

ü Развитию координации движений.

ü Повышению иммунитета.

ü Занимаясь восточной гимнастикой, Вы:

ü Повышаете свой жизненный тонус.

ü Снимаете отрицательные эмоции.

ü Делаете своё тело стройным.

Обеспечиваете профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и мочеполовой систем организма.

Продолжительность занятия 90 минут. Режим посещения - не реже 1 раза в неделю.

Восточная гимнастика подходит, как мужчинам, так и женщинам, любых возрастов.

Пилатес

Пилатес - это...

Гимнастические программы "ПИЛАТЕС" занимают одно из ведущих мест по популярности и посещаемости среди клиентов оздоровительных и спортивных центров.

Начальный и средний уровень сложности, все движения выполняются лёжа на полу, на коврике: навыки владения конкретными группами мышц, обучение технике дыхания, анализ собственных ощущений, умеренный темп.

Работая над собой по системе "Пилатес", Вы …

ü укрепляете мышцы;

ü добиваетесь большей эластичности связок;

ü постепенно становитесь стройнее и уравновешеннее;

ü омолаживаете организм в целом, стимулируя биохимические процессы;

ü радуете себя новыми результатами.

Цель занятий:

Достижение гибкости, стройности и пластичности, а так же снятие ощущения усталости и психологическая релаксация.

МИНИ-гимнастика для детей.

Общее физическое развитие малышей - вопрос, который приходится решать любой семье.

Правильный подход к систематическим занятиям формируется у малышей с первых попыток выполнять пусть даже элементарные упражнения. Именно этому мы попробуем научить малышей на уроках МИНИ-гимнастики!

Тренировками мы называем эти занятия, прежде всего, потому, что их цель - достичь первых положительных результатов по общей физической подготовке, научить малышей скоординированному движению, познакомить с самыми элементарными упражнениями.

А увлекательность данной тренировке придают музыка, весёлые игры и соревнования, красивые разноцветные мячи и мастерство инструктора как педагога.

Мы не забыли и о такой важной детали как психологический комфорт: окружающая обстановка, музыка, доступ свежего воздуха, отсутствие спешки, терпимость к ошибкам, чередование период

Большинству людей лечебная физкультура известна по каким-то определенным элементам. Чаще всего это массаж, который если и можно отнести к физическим упражнениям, то только к пассивным, и лечебная гимнастика при сколиозе и остеохондрозе. На самом же деле трудно найти такие заболевания, где бы не применялась лечебная физкультура. Более того, для каждого периода в состоянии здоровья существуют способы и методы ЛФК! Это значит, что занятия лечебной физкультурой могут, например, помочь укрепить мышцы, кости, суставы и связки с целью профилактики травм и заболеваний, могут обеспечить эффективный процесс лечения, если что-то все-таки случилось (уменьшение боли и отека, быстрое сращение поврежденных тканей) и поспособствуют восстановлению всех его функций (мышечного тонуса, подвижности суставов, осанки, выносливости и силы) после того, как лечение закончено. Причем и в профилактике, и в лечении, и в реабилитации ЛФК действует прямо, и опосредованно, одновременно оказывая положительное воздействие на многие другие системы и функции организма. Так же действует лечебная физкультура и на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему и даже зрение. ЛФК помогает предотвратить воспаление легких в послеоперационный период у "лежачих" больных, нормализовать артериальное давление у гипертоников и гипотоников, исправить осанку, обеспечить физическую подготовку к родам, скорректировать неправильное положение плода у беременных, восстановить после родов и вообще решить очень много так называемых женских проблем, в том числе ожирение. С помощью ЛФК можно повысить потенцию у мужчин, восстановить психо-эмоциональный комфорт и многое-многое другое. Трудно найти такие отклонения в состоянии здоровья и заболевания, где бы не применялась лечебная физкультура или на стадии профилактики, или в лечении, или восстановлении.

Итак, лечебная физкультура - это раздел медицины, изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в сочетании с физиотерапевтическими процедурами и массажем). С другой стороны, лечебная физическая культура является разделом физической культуры, в котором рассматривают физические упражнения для восстановления здоровья больного человека и его трудоспособности.

Основной терапевтический метод ЛФК - это лечебная гимнастика, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения. Основное средство ЛФК - физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, общей физической работоспособности. Именно этим ЛФК и отличается от обычной физкультуры и спорта - не содержанием, а целью и мерой.

В лечебной физкультуре очень важна точная дозировка физических упражнений в зависимости от диагноза и других индивидуальных особенностей каждого человека. Ведь индивидуальный уровень нормы и понятия "ниже" - "выше" могут во много раз отличаться от так называемой средней. Точность по тому, сколько делать, и четкость по тому, что делать. Ведь для кого-то и 1 кг - уже большая нагрузка, а кому-то 50 - ерунда. Кому-то 100 метров пройти - уже марафон, а кому-то и марафон - это лечебная физкультура. Для кого-то массаж - это очень легкое и нежное поглаживание, а для кого-то нужны очень жесткие ударные приемы. Именно поэтому лечебная физкультура назначается врачом-физиотерапевтом и проводится в учреждениях здравоохранения - больницах, поликлиниках, санаториях, диспансерах.

Это вовсе не означает, что ЛФК только для больных и только для лечения. Лечебная физкультура - это также профилактическая и восстановительная физкультура. Давнее и широкое применение физкультуры в форме ЛФК в системе здравоохранения только подчеркивает серьезный подход к организации занятий и их безусловную оздоровительную направленность. Лечебной физкультурой можно заниматься самостоятельно вне стен учреждений здравоохранения. Но делать это нужно очень осторожно, не форсируя нагрузок, не превышая дозировок, четко по программе-рецепту, и не превращая лечебную физкультуру в спорт. Хотя возможен и даже желателен переход на более высокий уровень нагрузок по программе общей физической подготовки. Самостоятельные занятия проводятся по назначению врача и под контролем врача. Это понятно, речь идет о больном человеке, который не всегда может адекватно оценить свои возможности.

Составной частью ЛФК являются механотерапия, трудотерапия и лечебный массаж. Средства ЛФК - это действующие лечебные факторы, такие как гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба, банные процедуры, и даже игры, в том случае если они применяются в лечебных целях, занятия на тренажерах. А знаете, кстати, откуда в физкультуру и спорт пришли современные тренажеры? Из механотерапии. Там они применялись еще тогда, когда и слова-то физкультура не было. В институте травматологии есть даже музей механотерапии с такими аппаратами, что многие современные модели до некоторых из них не дотягивают.


Обычно для лечения какого-либо конкретного заболевания используют комбинацию самых различных форм и средств ЛФК. Для детей применяют ЛФК в форме игры, направляя двигательную активность детей в нужное русло. Например, игра в мяч на берегу реки связана с необходимостью ходьбы и бега по неровному грунту и песку. Это и есть лечебный фактор - средство ЛФК, который применяется в методике ЛФК при плоскостопии. В подростковом возрасте целесообразно привлечь детей к игровым видам спорта или к спортивным локомоциям. Пример, лечебное плавание при сколиозе, элементы легкой атлетики при нарушении осанки, или конный спорт для лечения детского церебрального паралича. Дозировать нагрузку и акцентировать внимание на движениях, которые определяют лечебный эффект, исключая ненужные и вредные, сложно, но при участии врача и специалиста в области физической культуры и спорта это вполне возможно.

ЛФК - система открытая и развивающаяся. Она принимает в себя все, что появляется в физкультуре полезного и ценного и сама обогащает физкультуру своими методами. Ограничения по средствам и по тому, как их использовать, определяются в лечебной физкультуре только их безопасностью, целесообразностью и доступностью.

И в заключение приведу афоризм военного хирурга армии Наполеона Климента Тиссо, который разработал реабилитационную концепцию «Медицинская или хирургическая гимнастика», что позволило существенно повысить эффективность лечения раненых и больных и который в дальнейшем стал девизом лечебной физкультуры: «Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заменить движение».


Лечебная физическая культура

Лечебная физическая культура (ЛФК) - метод лечения , состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма - движения. Метод строго дозированных упражнений на фоне постановки правильного дыхания.

Термином лечебная физическая культура (или ЛФК) обозначают самые различные понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы , и разработка движений в суставе после снятия гипсовой повязки. Это и название кабинета в поликлинике, и кафедры в институте физкультуры, и кафедры в медицинском институте. Термин «лечебная физкультура» применяется в самых различных аспектах, обозначая и метод лечения, и медицинскую или педагогическую специальность, и раздел медицины или физкультуры , и структуру здравоохранения .

ЛФК - раздел клинической медицины

Термин «лечебная физкультура» прежде всего обозначает раздел медицины, изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в сочетании с физиотерапевтическими процедурами и массажем).

С другой стороны, лечебная физическая культура является разделом физической культуры , в котором рассматривают физические упражнения для восстановления здоровья больного человека и его трудоспособности.

Вместе с тем лечебная физкультура - это самостоятельная научная дисциплина, объединенная по существующему государственному стандарту в единую научную специальность: «лечебная физическая культура и спортивная медицина с курсами курортологии и физиотерапии», имеющая шифр научной специальности 14.00.51. Это - медицинские науки. То есть специалистом в области лечебной физкультуры может быть врач с дипломом лечебного или педиатрического факультета медицинского института. Составной частью ЛФК являются механотерапия, трудотерапия и лечебный массаж. Средством ЛФК может являться любая двигательная активность: и плавание, и ходьба, и банные процедуры, и даже игры, в том случае если они применяются в лечебных целях.

ЛФК в России

Уклад жизни и мировоззрение русского народа создали своеобразную систему физической культуры, оптимальную для данного антропогенного типа и климатических условий. Русская физическая культура (спортивные игры и состязания, такие, городки , чиж, лапта), русская борьба, кулачные и палочные бои, стрельба из лука, бег взапуски, метание бревна или копья) была, как и у других народов, средством поддержания и совершенствования физической подготовки к предстоящим походам и сражениям. В древней русской культуре физическое здоровье считалось основой внешней красоты.

Известный путешественник, арабский купец Ибн-Фадлан писал о своих наблюдениях во время путешествия ( -):

Я видел русов, - когда они пришли со своими товарами и расположились на Волге. Я не видел людей более совершенных по телосложению, - как будто это были пальмовые деревья.

Была у древних славян и своеобразная форма гигиены и лечебной физической культуры, существующая с начала нашей эры, - банный ритуал. В бане лечили и восстанавливали силы после тяжелых походов и болезней. Англичанин Вильям Тук, член императорской Академии наук в Петербурге , в г. писал о том, что русская баня предупреждает развитие многих заболеваний, и считал, что низкая заболеваемость, хорошее телесное и психическое здоровье, а также большая продолжительность жизни русских людей объясняются именно положительным влиянием русской бани.

Наука о лечебном применении физических упражнений стала развиваться в России со второй половины XVIII века после создания в 1755 году Михаилом Васильевичем Ломоносовым Московского университета , в составе которого был и медицинский факультет. Теперь - это Московская медицинская академия. Первые профессора медицины Московского университета были активными сторонниками физических упражнений и природных факторов для лечения и профилактики болезней.

Старайтесь, чтобы ни один день не был без телодвижения… Тело без движения подобно стоячей воде, которая плесневеет, портится, гниет.

Он наставлял:

После ночного сна не залеживаться, а скорее прибегнуть к умыванию, телодвижениям, ибо утреннее время ко всяким трудам, подвигам и наукам есть наиспособнейшее.

Вообще довольно забавно видеть, до какой степени иногда человек может увлечься какой-нибудь idée fixe. Так, например, почтенный доктор говорит, что нужно с четырехлетнего возраста заниматься гимнастикой и мальчикам и девочкам, и что отец, мать, учитель и гувернер должны сами делать движения для примера…

Пожилой человек, выполняющий упражнения на растяжку в тренажерном зале

учёный автор до того увлекается своей наукой, что даже не щадит и седовласой старости. Автор нападает на бедных старух свыше шестидесятилетнего возраста (кажется, их можно было бы пощадить) и советует им переминаться на одном месте …, вертеть ногами …, наклонять туловище вперед и назад… и приседать. .

Такое мнение о пользе гимнастики можно нередко услышать и в наше время. Вместе с тем, за последние 100 лет лечебная физкультура, пройдя трудный путь, который можно разделить на несколько этапов, оформилась в самостоятельную лечебную и научную дисциплину.

Большой вклад в создание лечебной физкультуры внесли советские учёные Н. А. Семашко , В. В. Гориневский, Валентин Николаевич Мошков, В. В. Гориневская, Древинг, А. Ф. Каптелин, В. И. Дикуль и многие другие.

В годы Великой Отечественной войны лечебная физкультура быстро развивалась. Перед медиками встала проблема быстрого восстановления бойцов после травм и ранений, и ЛФК приобрела особое значение как один из мощных факторов восстановления труда и боеспособности раненых и больных. Знания и практический опыт, приобретённый в те годы, не потеряли своего значения до настоящего времени. Особенно широко лечебная физическая культура применялась при ранениях опорно-двигательного аппарата, грудной клетки,

Специально подобранные комплексы упражнений являются способом лечения многих заболеваний у взрослых и детей. Особенно велика роль таких занятий для детского организма, который еще находится в стадии формирования опорно-двигательного аппарата, мышц и связок. Лечебная физкультура для детей и взрослых – способ исправить нарушения осанки, предотвратить развитие многих заболеваний и сформировать здоровый образ жизни на будущее.

Особенности и задачи лечебной физкультуры для детей

ЛФК решает задачи лечения заболевания с помощью движения, применения упражнений, которые стимулируют организм на борьбу с патологией. Зная особенности развития болезни, ее влияния на организм, формируется комплекс ЛФК, помогающий справиться с последствиями и помочь ребенку восстановиться.

ЛФК для детей решает и другие проблемы, кроме борьбы с конкретным заболеванием:

  • укрепляет иммунную систему;
  • вырабатывает правила общения в группе;
  • закрепляет гигиенические навыки;
  • повышает адаптационные возможности;
  • стабилизирует нервную систему;
  • вырабатывает правильную осанку, ведь в детском возрасте она находится еще в стадии формирования.

Наибольшее значение имеют регулярные занятия лечебной физкультурой при нарушении осанки у детей. При повышенной возбудимости и эмоциональности упражнения способствуют торможению и стабилизации нервных импульсов, улучшают сон и аппетит.

Общее укрепление мышечного корсета повышает сопротивляемость к инфекциям, делает организм более способным противостоять нервным стрессам и любым заболеваниям.

Главной особенностью течения хронических заболеваний у ребенка является замедление физиологических темпов роста, а также отставание в развитии.

Важно ! ЛФК в педиатрии не только борется с последствиями заболевания, как у взрослых, но и восполняет присущую детям необходимость в движении, активных играх, не давая чрезмерной нагрузки на больной организм.

Занятия лечебной физкультурой для детей строятся на основе следующих принципов:

  • регулярность – обеспечивает постоянное улучшение функций организма и возможность увеличения нагрузки;
  • индивидуальный подход – позволяет учитывать возраст, особенности заболевания и физического развития ребенка;
  • постепенность – задания должны быть доступны, усложняться постепенно;
  • многофункциональность – ЛФК решает не только задачи лечения конкретного заболевания, но и общего укрепления организма;
  • обучение расслаблению и дыхательная гимнастика;
  • занятия, особенно для младшей группы, строятся по игровому принципу – имитируют движения животных, мультперсонажей.

Многие родители уверены, что закалить ребенка может только спорт. Постепенное увеличение нагрузок при ЛФК у ослабленных, страдающих серьезными хроническими заболеваниями малышей помогает укрепить здоровье и сделать первые шаги к спорту.

Дозированные нагрузки с учетом индивидуальных особенностей ребенка помогают преодолеть последствия болезни, сделать его крепким и уверенным в себе. Дошкольники активны, подвижны, любят бегать и двигаться, поэтому правильно выбранный комплекс ЛФК с игровыми элементами, шведскими стенками и интересными снарядами способен увлечь их и принести настоящую пользу.

При каких детских заболеваниях и отклонениях применяют лечебную физкультуру

Оздоровительные комплексы ЛФК показаны детям при большинстве заболеваний. Специальные упражнения учитывают негативное влияние конкретного заболевания на органы и системы и поддерживают организм.

До года

Нарушения обменных процессов (рахит, гипотрофия), пупочные грыжи, метеоризм лечат с использованием специальной лечебной физкультуры для детей до года, которая состоит из массажных действий и пассивных движений. Это укрепляет мышцы малышей, улучшает кровоснабжение и состояние кожи. Занятия рекомендованы с 2 месяцев, когда заканчивается гипертонус мышц.

С помощью ЛФК и массажа малышам до года лечат вывихи и подвывихи тазобедренного сустава, кривошею.

Патологии органов дыхания

Среди всех заболеваний у детей – это самая многочисленная группа. Сюда входят как серьезные патологии – бронхиальная астма, пневмония, бронхит, так и простые ОРВИ. ЛФК помогает укрепить мышцы грудной клетки, увеличить объем легких, повысить иммунитет. Лечебная физкультура для детей-астматиков позволяет сократить число приступов за счет улучшения вентиляции легких и контроля спазма бронхов.

Заболевания костно-мышечной системы

Малая подвижность, долгое время, проводимое за компьютером, становятся причиной многочисленных деформаций позвоночника и грудной клетки у школьников. Для этой группы заболеваний ЛФК является главным и лучшим способом корректировки осанки. Поскольку костяк еще не сформировался, то исправить его нарушения несложно.

Регулярные занятия помогают выработать правильное положение корпуса, а укрепление мышц – удерживать его в физиологическом положении. Лечебная физкультура при сколиозе у детей должна проводиться регулярно, только в этом случае происходит остановка деформации и улучшение осанки. При плоскостопии у детей лечебная физкультура эффективна в сочетании с массажем.

Регулярные занятия ЛФК в детском возрасте помогают облегчить течение многих заболеваний. Они назначаются при заболеваниях внутренних органов:

  • мышечных дистрофиях;
  • пиелонефрите;
  • ревматизме;
  • ожирении;
  • анемии;
  • сердечных заболеваниях и сосудистых патологиях;
  • врожденных пороках сердца;

При энурезе лечебная физкультура для детей является способом снять перевозбуждение нервной системы, повысить тонус мышц и улучшить метаболизм в тканях.

Основные методики проведения ЛФК

Основным правилом при подборе комплекса является его соответствие возрасту и возможностям ребенка. Общеукрепляющие упражнения составляют обязательную часть занятий, к ним добавляют тренировки в соответствии с патологией.

Методы проведения лечебно-оздоровительных мероприятий используются разные:

  • индивидуальные занятия со специалистом;
  • групповые занятия с детьми одного возраста;
  • ЛФК по профилю заболевания в группе;
  • домашние тренинги после консультации со специалистом и подбора комплекса.

Самым маленьким (до года) показаны рефлекторные действия и массаж. Малышам более старшего возраста – обязательное включение игровых элементов.

В комплексе всегда присутствуют упражнения:

  • активные;
  • статические – на удержание положения тела в рекомендованной позе;
  • дыхательные;
  • на растяжку;
  • на координацию;
  • со снарядами;
  • на расслабление.

Одной из основных задач ЛФК является преодоление отставания в развитии, вызываемое болезнью.

Комплексы упражнений

Сколиоз, нарушение осанки

Ребенка учат снимать нагрузку с позвоночника, формируют осанку, укрепляют мышечный корсет. Выполняются задания в положении стоя, лежа, на четвереньках. Одним из главных направлений является обучение правильной технике дыхания, которая нарушается из-за патологии позвоночника.

Полезны занятия перед зеркалом, чтобы можно было контролировать положение тела. Выполняются разные виды ходьбы:

  • с высоким поднятием колен;
  • с поворотами корпуса;
  • с поднятием рук и разведением их в стороны;
  • с изменением скорости движения;
  • на пятках и носках попеременно.

Из положения лежа делаются:

  • «велосипед»;
  • подъем ног;
  • скручивающие повороты вправо и влево;
  • прогибания с упором на голову и пятки.

Очень полезны упражнения с гимнастической палкой – заведение рук назад, прогибания и наклоны корпуса. Снаряд помогает фиксировать положение спины.

Упражнения на четвереньках разгружают позвоночник, снимают напряжение мышц, полезна ходьба с имитацией движений животных.

Плоскостопие

Раннее начало занятий помогает дошкольникам в будущем избежать неприятных последствий плоскостопия – болезней суставов, мышц и сосудов голеней, а также позвоночника. Полезны упражнения:

  • ходьба на носках и наружном участке стопы;
  • хождение по мелким камням и препятствиям, узкому бревну;
  • захватывание пальцами стопы мелких предметов, ткани;
  • ходьба босиком по земле и траве.

В детском возрасте можно остановить развитие плоскостопия и избежать осложнений, если заниматься регулярно.

Астма

Комплексное лечение бронхиальной астмы невозможно без ЛФК. Для астматиков комплекс состоит из следующих видов упражнений:

  • дыхательная гимнастика;
  • надувание шаров;
  • звуковая гимнастика с произнесением на выдохе определенных слогов;
  • тренировка удлиненного выдоха;
  • лыжные прогулки;
  • подвижные игры.

Во время занятий инструктор учит расслаблять дыхательные мышцы, тренируют длинный выдох, диафрагмальное и межреберное дыхание.

Правила проведения занятий и выполнения упражнений

Для каждого заболевания и возрастной группы имеются свои особенности формирования комплексов и выполнения упражнений. Поэтому необходим совет специалиста, занятия следует начинать с методистом ЛФК. Видео лечебной физкультуры для детей поможет малышу понять, что занятия интересны и увлекательны, а родители проверят, все ли они запомнили в комплексе.

При любом заболевании во время выполнения нужно придерживаться следующих правил:

  1. Начинать занятия с разминки, далее основной специальный комплекс, в конце – упражнения на расслабление.
  2. Обязательным элементом является дыхательная гимнастика, которая показана при любом заболевании.
  3. Нагрузку и число повторов увеличивают по рекомендации врача и постепенно.
  4. Не делают резких движений.
  5. Нельзя заниматься при плохом самочувствии и болевом синдроме.
  6. Упражнения не выполняют после приема пищи, и если ребенок голоден.

Заниматься следует в проветриваемых помещениях, в хорошую погоду лучше перейти на улицу. Лечебная физкультура для детей дошкольного возраста выполняется с игровыми элементами, заданиям дают смешные названия, копируют знакомых малышам героев и животных.

Важно ! Регулярность занятий – необходимое условие лечебного действия ЛФК.

Противопоказания к занятиям

  • острые формы заболеваний;
  • обострения хронических;
  • плохое самочувствие;
  • ухудшение состояния после занятий;
  • угроза или наличие кровотечения;
  • пороки сердца в декомпенсированной форме;
  • любые виды недостаточности – сердечная, почечная;
  • температура выше 38°;
  • астматический статус.

Большинство отводов от занятий носят временный характер. При любом заболевании и состоянии ЛФК помогает детям преодолеть последствия болезни.

Упражнения лечебной физкультуры для детей подбираются с учетом возрастных и психологических особенностей. Занятия в группах развивают коллективизм и соревновательный дух. Индивидуальные тренировки в большей степени учитывают потребности конкретного пациента и особенности его состояния.

Любой вид ЛФК способствует борьбе с болезнью, укреплению иммунитета, делает детей более сильными, выносливыми, защищает от простудных заболеваний и инфекции. Родители должны поддерживать детей в занятиях, тренироваться вместе с ними. Хорошим дополнением к занятиям будут пешие прогулки, катание на лыжах или плавание.


Самое обсуждаемое
Пор де Бра (Port De Bras) – новый фитнес-класс Пор де Бра (Port De Bras) – новый фитнес-класс
Использование приемов борьбы самбо для обучения боевым приемам борьбы сотрудников органов внутренних дел Использование приемов борьбы самбо для обучения боевым приемам борьбы сотрудников органов внутренних дел
Методические рекомендации Методические рекомендации "Упражнения, подвижные игры, эстафеты с теннисными мячами


top