Анализ техники и методика обучения прыжка в высоту способом 'Фосбери-флоп' и физические качества необходимые прыгуну в высоту. Анализ техники и методика обучения прыжка в высоту способом "фосбери-флоп" и физические качества необходимые прыгуну в высоту Об

Анализ техники и методика обучения прыжка в высоту способом 'Фосбери-флоп' и физические качества необходимые прыгуну в высоту. Анализ техники и методика обучения прыжка в высоту способом

В начале 1960-х американский подросток Дик Фосбери занимался прыжками в своей школе. Получалось неважно. «Настойчивый паренек, но без таланта», — говорил тренер. Никто особо в Дика не верил. Кроме него самого. Фосбери начал экспериментировать с техникой прыжка и однажды, вместо того, чтобы красиво перелететь через планку, лицом к ней, он взял да и повернулся в прыжке задом.

Один местный журналист, увидев как прыгает Дик, пошутил, что выглядит это как «бьющаяся на дне лодки рыба». Фосбери прыгал забавно и немного нелепо. Но это сработало!

К концу школы Дик стал вторым по прыжкам в высоту среди школьников. Потом выиграл Национальный чемпионат среди юниоров. А в 1968 году взял Олимпийское золото и заодно установил новый мировой рекорд. Но даже тогда критики не унимались: «Дети подражают чемпионам. Если они станут подражать Фосбери, он уничтожит целое поколение спортсменов, потому что они переломают себе шеи».

Прошло более 40 лет – и ничего, шею никто не сломал. Хотя большинство спортсменов прыгают так, как научил их Дик, используя технику фосбери-флоп. Название, кстати, придумал сам Дик. Оцените иронию: «флоп» можно перевести с английского как «плюхнуться», «сесть в лужу».

Мне эта история очень нравится. Нравится потому, что она не просто о настойчивости и вере в себя. Она о том, что иногда, чтобы добиться успеха, надо сделать что-то не так, как все. Надо прислушаться к себе, к своим сильным и слабым сторонам, не побояться показаться смешным, взять и выбрать другой маршрут.

Бывает, что ребенку (или его родителям), говорят: «Очень жаль, ему не дано, не хватает способностей». Но, может быть, «не дано» делать что-то так, как привычно, как делают остальные? Может, если найти свой собственный путь и способ, то все получится?

Вот так начал прыгать Дик Фосбери.

А это наш Владимир Ященко, который был последним чемпионом, использовавшим классическую «правильную» технику прыжка.

PS: Немного грустного под конец. Дик Фосбери и Владимир Ященко были в большом спорте около полутора лет. Дик после Олимпиады занялся учебой в Университете, стал инженером и открыл собственную фирму. Он исполняет обязанности Президента Всемирной ассоциации олимпийцев. Он счастлив и доволен жизнью.

А Ященко, которого называли гением высоты, побил подряд несколько рекордов, а потом на одной из тренировок повредил колено. Сделали операцию – неудачно. Потом еще одну и еще. Владимир снова пробовал прыгать – не получалось. И он ушел. Ушел из спорта, а потом и из жизни. Спился. Умер в 40 лет.

Почему одни люди, став чемпионами, могут найти себя в обычной жизни, могут работать и радоваться? А другие, потеряв возможность участвовать в соревнованиях и побеждать, ломаются и исчезают?

Фазовая структура прыжка: разбег, отталкивание, полет и приземление.

Разбег подразделяется на подфазы: начало разбега, стартовый разгон, бег по разбегу, подготовка к отталкиванию.

В отталкивании выделяют две подфазы: перевод кинетической энергии разбега в энергию упругой деформации мышц и собственно отталкивание. Их условная граница - момент наибольшего сгибания в суставах тела.

Двигательные задачи: набрать оптимальную скорость, осуществить подготовку к отталкиванию. Бег прыгуна в высоту отличается от бега спринтера более широкой амплитудой движений конечностей и более низкой посадкой на опорной ноге, сильнее выраженной асимметрией шагов. Отличия обусловлены необходимостью сложной координационной перестройки беговых движений при подготовке к отталкиванию.

Количество шагов в разбеге колеблется в значительных пределах (от 6 до 16), что зависит от индивидуальных особенностей и спортивной формы прыгуна. Скорость разбега постоянно возрастает и может достигать у спортсменов высокого класса 8 м/с. Длина шагов увеличивается к середине разбега до 2,5 м, а затем несколько сокращается.

Начало разбега

Основная задача - сформировать правильную двигательную установку на прыжок. Ее содержание весьма разнообразно. Это может быть установка на исправление ошибки или закрепление удачно выполненного элемента в предшествующих попытках, установка на реализацию тех или иных параметров ритма и т.д. Фактически установка - процесс предварительного планирования, ответ на вопрос, что нужно сделать для того, чтобы прыжок удался. Этот процесс длится от момента выхода на исходную позицию до начала активных действий. Собственно начало разбега реализуется двумя основными способами: посредством предварительного подхода с последующим попаданием на контрольную отметку или с места (с контрольной отметки). Выполнение начала разбега с места имеет разновидности:

  • с положения высокого старта,
  • с параллельных ног.

Первая разновидность обеспечивает в беге мощное проталкивание, вторая - активный захват опоры.

Стартовый разгон

Эту подфазу составляют первые (1-4) шаги разбега. Здесь спортсмен набирает необходимую амплитуду движений конечностей и принимает эффективное рабочее положение для бега по разбегу. Скорость передвижения нарастает за счет увеличения длины шагов при относительно постоянном темпе.

Бег по разбегу

Основные задачи - дальнейшее увеличение скорости бега и создание условий для эффективной подготовки к отталкиванию. Начало подфазы сопровождается существенным увеличением длины шагов при незначительном снижении темпа. Затем скорость увеличивается за счет параллельного роста темпа и длины шагов. Заканчивается подфаза входом в дугу поворота. Последняя является переходным элементом к подфазе подготовки к отталкиванию.

Для того чтобы перейти от бега по прямой к бегу по дуге поворота, необходимо организовать наклон тела внутрь дуги поворота. Эта задача осуществляется посредством скрестного шага толчковой ногой наружу от направления поворота. При этом спортсмен «выбегает» ногами из под вертикальной проекции ОЦМТ на опору.

Подготовка к отталкиванию

Основные задачи: 1) продолжить повышение скорости бега, 2) создать условия, позволяющие использовать приобретенную в разбеге кинетическую энергию и возможности опорно-двигательного аппарата для подброса тела вверх, а также 3) для организации в отталкивании необходимых в полетной фазе вращений тела.

Наклон тела приводит к тому, что ОЦМТ спортсмена движется по меньшему радиусу поворота, чем стопы, поэтому для дальнейшего повышения скорости необходимо повышать темп шаров; при этом длина шага сокращается.

Для решения второй задачи необходимо понизить положение ОДМТ и изменить ориентацию продольной оси тела таким образом, чтобы появилась возможность постановки толчковой ноги впереди вертикальной проекции ОЦМТ на грунт.

Понижение ОЦМТ на 15-20 см достигается благодаря наклону тела. Кроме того, подбегание к месту отталкивания сопровождается увеличением углов сгибания (подседанием) в суставах тела. Повышение темпа бега способствует активизации захвата опоры впереди вертикальной проекции ОЦМТ; спортсмен «убегает» ногами из-под плеч. Время полетной фазы относительно времени опорной фазы в каждом шаге сокращается и на последнем шаге разбега составляет всего 0,05-0,08 с. Для сравнения отметим, что среднее время длительности полетной фазы шагов разбега составляет 0,17 с. Сокращение времени полетной фазы уменьшает величину вертикальных колебаний ОЦМТ, благодаря чему снижается ударная нагрузка на толчковую ногу.

В каждом шаге спортсмен меняет направление движения на 7-10°. Поворот тела относительно продольной оси для обеспечения передвижения лицом вперед происходит по механизму прецессии благодаря взаимодействию момента силы тяжести и гироскопических сил. В качестве примера приведем катящуюся по полу монету: меняя направление движения, монета соответствующим образом будет менять и свою ориентацию, постоянно передвигаясь ребром вперед. На первых шагах бега по дуге величина поворота тела относительно продольной оси совпадает с величиной изменения направления движения. Однако уже в период третьего (считая отталкивание первым) взаимодействия с опорой величина поворота тела на 20-40° превышает изменение направления движения. Благодаря этому при постановке ноги на место отталкивания спортсмен ориентирован полубоком по отношению к направлению движения, что и обеспечивает эффективные условия для организации вращения тела.

Отталкивание

Основные двигательные задачи этой фазы совпадают с двигательными задачами прыжка в целом. Это объясняется тем, что отталкивание является главным элементом прыжка. Здесь необходимо использовать кинетическую энергию разбега и возможности опорно-двигательного аппарата для подброса тела вверх и организовать требуемые в полете вращения относительно ОЦМТ.

Отталкивание осуществляется дальней от планки ногой на расстоянии 0,8-1,2 м от вертикальной проекции планки на грунт и длится 0,15-0,22 с. Подброс тела вверх осуществляется посредством двух механизмов.

Во-первых, благодаря далекой постановке толчковой ноги впереди вертикальной проекции ОЦМТ на грунт, продольная ось тела отклоняется от вертикали на 35-40°, что приводит к возникновению вращения тела относительно точки контакта с опорой и ускоренного движения вверх.

Во-вторых, часть кинетической энергии преобразуется в энергию упругой деформации мышц и посредством толчковых и маховых управляющих движений используется для подброса тела вверх.

Для организации требуемого в полетной фазе вращения тела спортсмен приходит на отталкивание в положении, в котором саггитальная плоскость тела пересекается с вертикальной плоскостью движения под углом 30-45°. Это позволяет использовать для организации вращения два основных фактора. В качестве первого выступает вращение вперед по ходу разбега, приобретаемое телом в вертикальной плоскости движения за счет торможения нижних звеньев в условиях взаимодействия с опорой. Второй фактор образуется за счет организации управляющих движений в сагиттальной плоскости тела. В качестве элементов динамической осанки здесь выступают упругие состояния голеностопного и коленного суставов толчковой ноги. Основные управляющие движения - разгибания в тазобедренных и позвоночных суставах, которые позволяют организовать вращение тела назад в сагиттальной плоскости. Вращения тела в плоскостях суммируются, тело двигается в полете за плечами и ориентировано спиной к планке.

Полет

После отталкивания ОЦМТ движется по параболе, форма которой зависит от угла (48-52°) и скорости (до 5 м/с и более) вылета. Плоскость параболы пересекается с плоскостью, образуемой планкой и стойками под углом 35-42°. Относительно ОЦМ спортсмен обладает вращением, позволяющим ему огибать телом планку. Удаляя или приближая части тела к оси вращения, спортсмен управляет угловой скоростью. Технические сложности возникают при преодолении планки, как правило, вследствие неверно организованных действий в отталкивании. В качестве элементов динамической осанки следует выделить удержание максимально разогнутого положения в тазобедренных суставах при согнутых на 90° в коленных суставах ногах и прямом положении головы. Управляющие движения - сгибание в тазобедренных суставах и позвоночном столбе и выпрямление ног в коленных суставах - позволяют осуществить уход от планки и подготовиться к приземлению.

Приземление

Приземление осуществляется на спину или на лопатки. Основная задача при приземлении - смягчить удар (поролоновые маты облегчают ее решение).

Читать далее

  1. Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений
  2. Легкая атлетика в системе занятий по физическому воспитанию в учебных заведениях
    • Содержание учебных программ по физическому воспитанию в различных учебных заведениях и планирование учебной работы
    • Обучение легкоатлетическим упражнениям (бегу, прыжкам и метаниям)
    • Методика развития физических качеств с использованием легкоатлетических упражнений
  3. Легкая атлетика в системе оздоровительных мероприятий
    • Место и значение легкой атлетики в системе оздоровительных мероприятий
    • Влияние легкоатлетических упражнений на организм человека
    • Методические рекомендации по проведению занятий по оздоровительному бегу и ходьбе
    • Контроль и самоконтроль занимающихся оздоровительным бегом и ходьбой
  4. Основы техники видов легкой атлетики
  5. Спортивная ходьба
  6. Бег на короткие дистанции
    • Основные правила соревнований в беге на короткие дистанции
  7. Эстафетный бег
  8. Бег на средние дистанции
    • Основные правила соревнований в беге на средние дистанции
  9. Бег на длинные дистанции
    • Основные правила соревнований в беге на длинные дистанции
  10. Бег на сверхдлинные дистанции
    • Основные правила соревнований в беге на сверхдлинные дистанции. Бег по шоссе
  11. Барьерный бег
  12. Бег с препятствиями
  13. Прыжки в длину с разбега
    • Основные правила соревнований в прыжках в длину с разбега
  14. Тройной прыжок с разбега
    • Основные правила соревнований в тройном прыжке с разбега
  15. Прыжки в высоту
    • Методика обучения технике прыжка в высоту способом «фосбери-флоп»
    • Методика обучения технике прыжка в высоту способом «перешагивание»
  16. Прыжок с шестом

Обучение технике прыжка способом «фосбери-флоп» возможно про-изводить только там, где есть специальное оборудование (мягкие пороло-новые маты для приземления), и требует соблюдения мер предосторожно-сти, страховки.

Задача 1. Ознакомить с техникой прыжка в высоту с разбега спо-собом «фосбери-флоп».

Средства те же, что и для других способов прыжка.

Задача 2. Обучить технике отталкивания.

Для освоения постановки ноги на место отталкивания применяются следующие упражнения:

– имитация постановки толчковой ноги и отталкивания, стоя боком к гимнастической стенке и держась за нее рукой;

– имитация постановки толчковой ноги и отталкивания в сочетании с махом ногой и руками на месте;

– то же, но выполняя прыжок вверх;

– то же, но выполняя движения в ходьбе, а затем – в беге, отталкива-

ясь на каждый 3-й, 5-й шаг;

– отталкивание с доставанием подвешенного предмета головой или рукой.

Выполняя подводящие упражнения для обучения отталкивания, не-обходимо следить за тем, чтобы постановка толчковой ноги осуществля-лась на всю стопу движением вниз – назад (под себя) с поворотом бедра маховой ноги внутрь и отведением голени пяткой в сторону.

Задача 3. Обучить технике разбега по дуге в сочетании с оттал-киванием.

Освоению техники разбега по дуге способствуют следующие упраж-нения:

– бег по кругу радиусом 10–15 м;

– бег по прямой с переходом на бег по кругу;

– бег по кругу с отталкиванием вверх через 1, 3, 5 шагов;

– бегание в вираж с отталкиванием на середине виража;

– имитация отталкивания у планки, сохраняя движения бега по виражу;

– доставание предмета (рукой, головой) с полного дугообразного разбега. При выполнении разбега по дуге необходимо следить за накло ном

туловища внутрь круга и ускорением при входе в вираж. Обратить внима-ние на работу рук. Они выполняют перекрестное движение – «внешняя» рука несколько больше выносится поперек туловища, а «внутренняя» больше отводится назад.

Задача 4. Обучить технике перехода через планку и приземлению.

– выполнение «мостика» из положения лежа на спине и из положе-ния стоя;

через планку;

Задача 5.

В соревнованиях по прыжку с шестом смазки рук

– запрыгивание на горку матов с места, отталкиваясь двумя ногами;

– лежа поперек гимнастического коня, занять положение перехода

через планку;

– прыжки через резинку, стоя спиной к ней, отталкиваясь двумя ногами;

– прыжки через резинку с места, отталкиваясь от мостика двумя ногами;

– прыжки через планку способом «фосбери-флоп» с 3, 5, 7 шагов разбега по дуге.

Только после многократного выполнения этих упражнений можно приступить к прыжкам через планку, с приземлением на поролоновую по-душку высотой не менее 50 см.

При выполнении прыжков в высоту способом «фосбери-флоп» с места, отталкиваясь двумя ногами, в полетной фазе необходимо голени ос-тавить как можно ниже, подбородок прижать к груди, голову повернуть в сторону движения. После приземления на лопатки обучающийся кувырком назад заканчивает движение.

Задача 5. Обучить технике прыжка в высоту способом«фосбери-флоп» в целом и ее совершенствование.

На данном этапе обучения происходит определение индивидуальных особенностей, а также функциональных и двигательных возможностей за-нимающихся. С этой целью применяются следующие упражнения:

– прыжки через планку (резинку) с короткого и полного разбега с ак-центом на выполнение отдельных фаз прыжка;

– прыжки через планку в целом, оценивая технику и результат;

– прыжки с гимнастического мостика через планку на максимальной

– выполнение имитационных упражнений, сходных по структуре и ритму движений основному двигательному действию;

– прыжки с индивидуального разбега на максимальный результат.

Во время совершенствования техники прыжка в целом необходимо постепенно поднимать планку, увеличивать скорость разбега и повышать эффективность ритмо-темповой структуры последних шагов разбега. На этом этапе полезно использовать метод поочередного сосредоточения внимания на отдельных элементах техники при выполнении прыжка в це-лом. Во время совершенствования нужно чаще применять имитационные упражнения, сходные по структуре изучаемого прыжка .

В соревнованиях по прыжку с шестом о просьбе спортсменов стойки могут перемещаться в любом направлении вперед или назад, но не более чем на 40 см в сторону разбега и на 80 см в сторону сектора приземления, считая от проекции дальней верхней кромки ящика. До начала соревнова-ний участник должен сообщить судье свои требования по расположению стоек вместе с держателями планки для выполнения первой попытки, и это должно быть зафиксировано. Участникам соревнования разрешается ис-пользовать различные вещества для смазки рук для обеспечения лучшего захвата. Запрещается бинтовать кисти рук или пальцы, за исключением

длина раз-бега

Отталкивание в

для разбега с наклонным Рис. 15.

шесты

Место приземления

Горизонтальные прыжки

случаев, когда нужно за-бинтовать открытую рану. Минимальная длина раз-бега составляет40м,а ес-ли позволяют условия – то 45 м. Минимальная шири-на дорожки для разбега должна быть 1,22 м, мак-симальная – 1,25 м. Она должна быть обозначена белыми линиями 5 см в ширину.

Отталкивание в

прыжках с шестом начи-нается с ящика упора. Он должен быть изготовлен из пригодного жесткого материала и находиться на одном уровне с сектором

для разбега с наклонным Рис. 15. Прыжок с шестом дном длиной 1 м. Может

быть использована любая конструкция стоек или поддерживающих опор при условии, что они жесткие. Планка располагается на кронштейнах та-ким образом, что если до нее дотрагивается спортсмен или шест, она легко падает на землю в направлении зоны приземления. Кронштейны не долж-ны иметь никаких зазубрин или неровностей, они должны быть одинако-вой толщины по всей поверхности и иметь не более 13 мм в диаметре.

Спортсмены могут использовать свои собственные шесты . Не раз-решается пользоваться шестами других спортсменов без их согласия. До-пускается применение шестов произвольной длины или диаметра, изготов-ленных из любого материала или комбинации материалов.

Место приземления имеет размер не менее чем 5 м х 5 м (за исклю-чением передней части). Стороны сектора, ближайшие к ящику для упора, располагаются на расстоянии 10–15 см от ящика и имеют уклон приблизи-тельно под углом 30 градусов по отношению к ящику Рекомендуется, что-бы на соревнованиях место приземления имело не менее 7 м в длину, 6 м в ширину и 0,8 м в высоту .

Горизонтальные прыжки

Во всех горизонтальных прыжковых видах результаты округляются с точностью до 0,01 м в сторону уменьшения, если измеряемое расстояние не составляет целого сантиметра.

Рис. 16.

Рис. 17.

В прыжке в длину

Рис. 18.

Рис. 16. Прыжок в длину способом«согнув ноги»

Минимальная длина дорожки для разбега составляет 40 м. Мини-мальная ширина дорожки – 1,22 м, максимальная – 1,25 м. Зона разбега обозначается белыми линиями шириной 5 см. Максимальная длина дорож-ки должна быть 45 м. Она измеряется от соответствующего края бруска отталкивания до конца дорожки для разбега.

Рис. 17. Прыжок в длину способом«прогнувшись»

В прыжке в длину брусок, расположенный на уровне дорожки для разбега и ямы для приземления, должен быть в том месте, где предполага-ется отталкивание. Ближний к яме край бруска называется линией измере-ния. Расстояние от бруска для отталкивания до дальнего края ямы должно быть не менее 10 м. Брусок должен быть расположен на расстоянии от 1 до 3 м от ближнего края ямы.

Рис. 18. Прыжок в длину способом«ножницы».

тройному прыжку со следующими дополнениями.

Рис. 19. Тройной прыжок

Яма для приземления должна иметь ширину от 2,75 м до 3 м и быть расположенной, по возможности, таким образом, чтобы линия середины разбега при ее продлении совпала бы с серединой ямы. Яма должна быть заполнена мягким влажным песком, верхний слой которого выравнивается на уровне бруска отталкивания.

Правила соревнований по прыжку в длину применяются в соревно-ваниях по тройному прыжку со следующими дополнениями.

Тройной прыжок состоит из «скачка», «шага» и «прыжка». Утвер-ждена именно такая последовательность выполнения прыжка. «Скачок» выполняется таким образом, чтобы прыгун приземлился на ту же ногу, ко-торой он отталкивался; при «шаге» он должен приземлиться на другую но-гу, которой затем выполняется отталкивание при «прыжке». Не будет счи-таться ошибкой, если во время выполнения любой фазы прыжка спортсмен касается земли маховой ногой.

Рис. 19. Тройной прыжок

Расстояние между бруском отталкивания и дальним концом ямы должно быть не менее 21 м. На международных соревнованиях рекоменду-ется, чтобы брусок отталкивания был расположен не менее чем в 13 м для мужчин и 11 м для женщин от ближнего края ямы. На других соревнова-ниях это расстояние должно соответствовать уровню подготовки спорт-сменов. Для выполнения «шага» и «прыжка» между бруском отталкивания и ямой приземления должна быть зона отталкивания шириной не менее 1.22 м, обеспечивающая жесткую и правильную постановку стопы .


Кто такой Дик Фосбери? Каждый любитель легкой атлетики, не задумываясь, ответит: это тот, кто изобрел современный стиль прыжка в высоту «фосбери-флоп». Но тех, кто сразу вспомнит, что он олимпийский чемпион 1968 и тем более, как он выглядит, намного меньше. В Тэгу нам представилась возможность пообщаться с этим выдающимся спортсменом. В Фосбери несложно узнать прыгуна в высоту - рост выдает его с головой. Мы видим перед собой седоватого мужчину приятной внешности в майке «Лондон 2012». Он внимательно выслушивает многочисленные вопросы журналистов и терпеливо и подробно отвечает на них тихим, спокойным голосом.

Историю о том, как он изобрел современный стиль прыжка в высоту Фосбери рассказывал, наверное, уже миллион раз, поэтому каждое слово, и даже каждый жест рассказчика в этой истории продуманы и отработаны.

Я занимался легкой атлетикой в школе: и прыгал, и бегал, и ядро толкал. Прыжок в высоту у меня получался неплохо. Тогда в ходу были два стиля - ножницы и перекат. В 1963 году, когда мне было 16 лет, я перешел в старшую школу, и тренер сказал мне, что ножницы меня ограничивают - не дают мне прогрессировать, и настоял на том, чтобы я попробовал прыгать перекатом. Это была провальная затея. С этим стилем я был худшим в школе, худшим в штате. Промучившись пару месяцев, я принял решение вернуться к своему старому стилю. И вот, в 1965 году на одном из стартов в США я взял ножницами 1.65. Для меня это уже была максимальная высота, в то время как мои соперники на ней только разминались. Нужно было прыгать выше. И на уровне интуиции ко мне пришло ощущение, что необходимо в прыжке выше поднимать таз, чтобы это получилось - нужно отклонять корпус назад. В тот день я улучшил личный рекорд на 15 сантиметров. Можно сказать, что тогда и родился новый стиль, который я совершенствовал на протяжении следующих лет.

- Вы не пытались как-то скрывать от соперников нюансы своего изобретения?

Если честно, к моему стилю никто интереса не проявлял. На Олимпиаде в Мехико в 1968 году только я прыгал спиной вниз, чувствовал себя белой вороной.

- Почему раньше никому не пришло в голову прыгать таким образом?

Мне кажется, здесь определенную роль сыграло развитие технологий. Сначала яма для приземления выполнялась из песка, в такую яму приземление с фосбери-флоп проблематично. В мое время мы, в основном, уже прыгали в опилки, что уже немного лучше. Постепенно начали появляться и современные маты, но они тогда были только на крупных стадионах, в школах и университетах их по-прежнему не было. Для нового стиля нужно было совершенствовать и шиповки. После Олимпиады мне повезло отправиться в Германию и встретиться там с Ади Дасслером, основателем компании adidas. Совместно мы пытались вносить коррективы в модели. Даже пробовали модель с одним шипом в передней части стопы. Ведь на отталкивании я немного поворачивался на толчковой ноге, и мы подумали, что с одним шипом это будет сделать проще. Но такая конструкция не обеспечивала достаточного сцепления.

- Несмотря на то, что никто не прыгал так, как Вы, у вас были кумиры в прыжке в высоту?

Конечно! Мне очень нравился Валерий Брумель, я всегда следил за его результатами. Мне импонирует его скорость, которая и позволяла ему добиваться таких успехов. Из моих соотечественников выделю Джона Томаса (вице-чемпиона Олимпиады в Токио 1964 г. - прим. Фан-Зоны).

- Как вы считаете, кто из спортсменов выполняет фосбери-флоп идеально, так, как вы его задумывали?

Каждый спортсмен доводит мой стиль до совершенства, но - до своего совершенства, приспосабливает его под свой стиль, свои возможности. И я им за это очень признателен. Мне больше всего нравился, пожалуй, швед Стефан Хольм. Это невысокий спортсмен и очень скоростной. И у него настоящий бойцовский характер.

- Можете сделать прогноз на грядущий финал мужского прыжка в высоту на чемпионате мира в Тэгу?

Прогноз сделать очень сложно. Среди участников много сильных спортсменов, они одинаково хорошо готовы. Есть трое россиян. Не вспомню их имена, но они явные фавориты. В России в этом виде хорошие традиции, хорошие тренеры. Как американец, не могу не выделить Джесси Уильямса. Он лидер сезона и уже несколько лет подряд показывает высокие результаты. На Олимпиаде в Пекине у него что-то не сложилось, но к этому чемпионату мира Уильямс подошел в отличной форме. Кто конкретно победит сказать не берусь. Это будет зависеть от того, у кого будет наиболее удачный день. Например, на Олимпиаде в Пекине Андрей Сильнов был просто безупречен. Когда он вышел в сектор, было уже понятно, что чемпионом будет именно он - настолько гладко у него все получалось. Думаю, кстати, что в Лондоне он тоже поборется за медаль. Конечно, повторить олимпийский успех очень сложно. За четыре года многое меняется, и в личной жизни, и в спортивной. Но если у Сильнова не будет травм, у него есть шансы это сделать.

А сможет ли кто-то из действующих спортсменов в ближайшее время побить мировой рекорд, как у мужчин, так и у женщин?

Я думаю, что эти рекорды падут, они не недосягаемы. Но мне кажется, что имен новых рекордсменов мы ещё не слышали. Может быть, сейчас они только начинают где-то заниматься прыжком в высоту. Нынешние лидеры этой дисциплины пока к рекордам не приближались. Не сомневаюсь, что они смогут улучшить свои результаты, но вопрос - насколько? Будет ли этого достаточно для рекорда? Все-таки многим из них уже под 30 лет. Так что я ставлю на кого-то из молодых и дерзких.

Может быть, нового мирового рекордсмена воспитает и сам Фосбери. Дома, в США, он занимается с юными прыгунами в высоту и верит, что однажды кто-то исполнит его прогноз тридцатилетней давности, взлетев на 2.50. А вот в то, что будет изобретен новый стиль прыжка в высоту, Фосбери не верит.

Подготовил: Сергей Коваль

Страница 20 из 24


Обучение прыжку способом «фосбери-флоп»

Обучение технике прыжка способом «фосбери-флоп» возможно производить только там, где есть специальное оборудование (мягкие поролоновые маты для приземления), и требует соблюдения мер предосторожности, страховки.

Задача 1. Ознакомить с техникой прыжка в высоту с разбега способом «фосбери-флоп».

Средства те же, что и для других способов прыжка.

Задача 2. Обучить технике отталкивания.

Для освоения постановки ноги на место отталкивания применяются следующие упражнения:

Имитация постановки толчковой ноги и отталкивания, стоя боком к гимнастической стенке и держась за нее рукой;

Имитация постановки толчковой ноги и отталкивания в сочетании с махом ногой и руками на месте;

То же, но выполняя прыжок вверх;

То же, но выполняя движения в ходьбе, а затем - в беге, отталкиваясь на каждый 3-й, 5-й шаг;

Отталкивание с доставанием подвешенного предмета головой или рукой.

Выполняя подводящие упражнения для обучения отталкивания, необходимо следить за тем, чтобы постановка толчковой ноги осуществлялась на всю стопу движением вниз - назад (под себя) с поворотом бедра маховой ноги внутрь и отведением голени пяткой в сторону.

Задача 3. Обучить технике разбега по дуге в сочетании с отталкиванием.

Освоению техники разбега по дуге способствуют следующие упражнения:

Бег по кругу радиусом 10-15 м;

Бег по прямой с переходом на бег по кругу;

Бег по кругу с отталкиванием вверх через 1, 3, 5 шагов;

Бегание в вираж с отталкиванием на середине виража;

Имитация отталкивания у планки, сохраняя движения бега по виражу;

Доставание предмета (рукой, головой) с полного дугообразного разбега.

При выполнении разбега по дуге необходимо следить за наклоном туловища внутрь круга и ускорением при входе в вираж. Обратить внимание на работу рук. Они выполняют перекрестное движение - «внешняя» рука несколько больше выносится поперек туловища, а «внутренняя» больше отводится назад.

Задача 4 . Обучить технике перехода через планку и приземлению.

При изучении перехода через планку рекомендуется использовать следующие упражнения:

Выполнение «мостика» из положения лежа на спине и из положения стоя;

Запрыгивание на горку матов с места, отталкиваясь двумя ногами;

Лежа поперек гимнастического коня, занять положение перехода через планку;

Прыжки через резинку, стоя спиной к ней, отталкиваясь двумя ногами;

Прыжки через резинку с места, отталкиваясь от мостика двумя ногами;

Прыжки через планку способом «фосбери-флоп» с 3, 5, 7 шагов разбега по дуге.

Только после многократного выполнения этих упражнений можно приступить к прыжкам через планку, с приземлением на поролоновую подушку высотой не менее 50 см.

При выполнении прыжков в высоту способом «фосбери-флоп» с места, отталкиваясь двумя ногами, в полетной фазе необходимо голени оставить как можно ниже, подбородок прижать к груди, голову повернуть в сторону движения. После приземления на лопатки обучающийся кувырком назад заканчивает движение.

Задача 5. Обучить технике прыжка в высоту способом «фосбери-флоп» в целом и ее совершенствованию.

На данном этапе обучения происходит определение индивидуальных особенностей, а также функциональных и двигательных возможностей занимающихся. С этой целью применяются следующие упражнения:

Прыжки через планку (резинку) с короткого и полного разбега с акцентом на выполнение отдельных фаз прыжка;

Прыжки через планку в целом, оценивая технику и результат;

Прыжки с гимнастического мостика через планку на максимальной высоте;

Выполнение имитационных упражнений, сходных по структуре и ритму движений основ-ному двигательному действию;

Прыжки с индивидуального разбега на максимальный результат.

Во время совершенствования техники прыжка в целом необходимо постепенно поднимать планку, увеличивать скорость разбега и повышать эффективность ритмо-темповой структуры последних шагов разбега. На этом этапе полезно использовать метод поочередного сосредоточения внимания на отдельных элементах техники при выполнении прыжка в целом. Во время совершенствования нужно чаще применять имитационные упражнения, сходные по структуре изучаемого прыжка (рис. 22).

Рис. 22. Специальные упражнения прыгуна в высоту (по Н.Г. Озолину)

Рассмотрите примерный план обучения технике прыжков в высоту (табл. 8).

Таблица 8

Примерный план обучения технике прыжков в высоту

Задача

Средство

Организа-ционно-методическое мероприятие

Типичная ошибка

Причина

Исправление

1. Ознакомить с техникой изучаемого прыжка

1. Краткий рассказ о технике прыжка, его особенностях и элементах

Рассказ должен быть кратким, образным и интересным

2. Демонст-рация техники прыжка в целом и по отдельным элементам

Акцентировать внимание занимающихся на наиболее важных фазах движения

Во время апробирова-ния занимаю-щимся не предлагается выполнить несколько прыжков с разных сто-рон разбега

3. Демонстра-ция кинограмм, рисунков, плакатов по технике прыжка

Обратить внимание на положение частей тела прыгуна в наиболее важных моментах прыжка При апробирова-нии планку установить на сво-бодно преодолимой высоте

2. Обучить технике отталкивания

1. Маховые движения сво-бодной ногой из исходного положения, стоя боком на толчковой

ноге у гимнастичес-кой стенки и держась за нее рукой на уровне груди

Движения ногой выполнять с акцен-тированным уско-рением вперед -вверх, носок стопы «взять на себя»

Маховые движения выполняются закрепощен-но, скованно

Недостаточ-ный уровень развития гибкости

Выполнять свободные маятнико-образные движения маховой ногой, постепенно увеличивая амплитуду

2. То же, но при махе выполнить перекат с пятки на носок

Выполняя перекат с пятки на носок, следить за вертикальным положением туловища

То же

То же

То же

3. То же, но с маховым движением свободной рукой параллельно движениям маховой ноги

Рука отведена назад в сторону, а при махе - дви-жения вперед - вверх

Сгибание опорной ноги и раскачивание туловища

Недостаточный уровень раз-вития подвиж-ности в тазо-бедренном суставе Излишне высокий мах ногой

Туловище и опорную ногу держать прямыми

4. То же, но в сочетании с подъемом на переднюю часть стопы толчковой ноги и последую-щим подскоком

Прыжок выполнять точно вверх с приземлением на толчковую ногу

То же

То же

Мах выполнять энергично, в непосредст-венной близости от толчковой ноги

5. Имитация постановки толчковой ноги и отталкивания в сочетании с работой рук на месте, в ходьбе на каждый 3-й шаг, с 3, 5, 7 беговых шагов

Следить за слитным выполнением маха ногой и отталкивания, сохраняя равновесие

При выполнении теряется равновесие в полете. При приземлении опрокиды-вается

назад

Несвоевременная остановка маха ногой

Выполнять своевременное торможение маховых звеньев. Приземляться

строго на место отталкивания

6. Доставание предмета голенью маховой ноги после имитации отталкивания

Регулировать высоту подвешенного предмета, следить за сочетанием маха и отталкивания

Несогласо-ванные действия в отталкива-нии, приводящие к невысокому прыжку

Маховые движения запаздывают и выполняются вдогонку

Повторить движения по освоению маха с отталкиванием

3. Обучить технике разбега в сочетании с отталкиванием

1. Выполнение разбега по отметкам и под счет (хлопки) преподавателя

Длину и скорость разбега постепенно увеличивать

Снижение скорости разбега перед отталкиванием

Неправильное представление о ритме разбега

Обратить внимание на ритм выполнения разбега

2. Разбег с отталкиванием с 1, 3, 5 шагов

Разбег выполнять по специально начерченной линии под углом 30-45 ° к месту приземления

Разбег выполняется не прямолинейно, стопы ног сильно развернуты

Неправильное представление о технике бега по прямой

Выполнять разбег строго по линии

3. Прыжки через планку с приземлением на толчковую ногу

Следить за плавным понижением ОЦМ на предпоследнем шаге

Затруднения в выполнении предпослед-него шага и выводе таза вперед на последнем шаге

Большой наклон туловища вперед или «отвал» плеч назад на предпоследнем шаге

Туловище держать прямо. Бег выполнять с активным выведением бедра вперед

4. Обучить технике перехода через

планку и приземлению

1. Рассказ о технике перехода через планку и ее демонстрация

Отметить преимущества и недостатки изучаемого способа

2. Стоя боком к планке (скамей-ке, барьеру, на-тянутому эспан-деру, гимнасти-ческому коню и т.д.), перенести последователь-но маховую и затем толчковую ногу

Планку установить на высоте 30-50 см Место опускания маховой ноги за планкой обозначить кругом

Движения направлены вдоль планки

Движения направлены не по линии, продолжаю-щей разбег Недостаточен угол разбега

Маховое движение выполнять прямо на зрительный ориентир Увеличить угол разбега

3. То же, но в прыжке и с подходом

Обратить внимание на выполнение всех движений по линии, продолжающей разбег

Нет высокого взлета в прыжке

Движения в отталкивании и в полете нап-равлены не по линии, продол-жающей раз-бег, а в сторону планки

Повторить имитационные упражнения для освоения движений в полетной фазе

4. Прыжок в высоту с 3-5 шагов разбега и затем с гимнастическо-го мостика

Обратить вни-мание на опус-кание маховой ноги за планку и разворот ту-ловища лицом к планке при приземлении

Планка часто сбивается толчковой ногой

При выпол-нении движе-ний, которые направлены на уход от план-ки, толчковая нога зависает под ней


Самое обсуждаемое
7 форма владения световым мечом 7 форма владения световым мечом
Суставная гимнастика Амосова: комплекс упражнений, особенности и отзывы Амосов гимнастика 1000 движений Суставная гимнастика Амосова: комплекс упражнений, особенности и отзывы Амосов гимнастика 1000 движений
Бой на гитаре (12 видов) Бой на гитаре (12 видов)


top